MIME-Version: 1.0 Content-Type: multipart/related; boundary="----=_NextPart_01C65289.F3B1C9B0" Данный документ является веб-страницей в одном файле, также называемой файлом веб-архива. Если вы видите это сообщение, значит данный обозреватель или редактор не поддерживает файлы веб-архива. Загрузите обозреватель, поддерживающий веб-архивы, например Microsoft Internet Explorer. ------=_NextPart_01C65289.F3B1C9B0 Content-Location: file:///C:/2682B073/bib3.htm Content-Transfer-Encoding: quoted-printable Content-Type: text/html; charset="us-ascii" =20 Грехопаденl= 0;е

 

        =           Грехопадеl= 5;ие.

 

   &= nbsp; "И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там  человека,  которого создал.  И произрастиl= 3; Господь Бог из земли всякое дерево,  приятное н = 72; вид и хорошее  для  пищи,  и дерево=   жизни посреди рая = 080; дерево познания добра и зла"... "И заповедаl= 3; Бог человек = 91;,  говоря:  "От всякого дерева в сад= 091; ты будешь  есть,  а  от  дерева  позна= ;ния добра и зла – не ешь от него,  ибо в день,  в который  ты  вкусишь  от  него,  смертью умрешь".  (Быт.2,3-2,1-  6).  "Змей&= nbsp; был  хитрее  всех  зверей полевых, которых создал Госп = 86;дь Бог", он соблазнил Еву вкусить плод с дерев= 072; познания,  после чего и она,  и ее муж Адам был= 080; изгнаны из  рая. 

        =          Эта  ветхозавеm= 0;ная  история  очень= ;  древняя, свидетельсm= 0;во  чему m= 1;поминание о множественl= 5;ости богов:  змей, соблазняя Еву,  говорит:  "в день,  в который  вы  вкусите  их (плоды),&nbs= p; откроются  глаза ваши и вы будете как б= 086;ги,  знающие добро и зло".  С друk= 5;ой стороны,  узнав о  нарушении  запрета, Господь Бог сказал: "Вот = 040;дам стал, как один из Нас, зная добро и зло;  и теперь как б= 099; не простер о= 085; руки свои и не взял  так же  от=   дерева жизни,  и не вкусил,  и не стал жить вечно".=   И изгнал Адама,  и поставил на востоке у сада Едемск = 86;го Херувима и  пламенный  меч  обращающиl= 1;ся,  чтобы оградить путь к дерев= 091; жизни".(Быт.1-3). = 42; Ветхом Завете дерево жизн = 80; больше ника = 82; не упоминаетсn= 3;,  однако в Ап= 086;калипсисе оно находится "посреди раn= 3; Божия",   посреди   "Нового    Иерусалимk= 2;"    (Откр.2,7;22,2). Комм= ;ентируя   этот=    текст,   Дж.Фр= ;эзер  ("Фольклор  в  Ветхо= ;м Завете"М.1985 с.32),  обращает внимание  на  то,  что  Бог  не запретил  людям пользоватьl= 9;я плодами от дерева жизни,  которые обеспечили  бы  человечесm= 0;ву  бессмертиk= 7;.  Змей,   по   мнению Фрезера,  обман= ;ул Еву,  причем не б= 077;скорыстно – плод от дерева жизн = 80; он присвоил себе (в шумерском  мифе  о  Гильгамешk= 7;  змея крадет=   у  героя трав = 91; бессмертия,  тем самым лишая его вечной жизни, сама же сбрасывает кожу). Сбрасываниk= 7; змеей старо = 81; кожи воспринимаl= 3;ось, как ее новое рождение и з= 072;лог бессмертия.

     Возможно, с этой мифологемоl= 1; связан и известный многим народам обряд обрез = 72;ния,  первоначаl= 3;ьно  восхо= ;дивший  к  юношеским инициациям. После обряд = 72; юноша, приобщившиl= 9;ь к новым сакральным знаниям, начинал новую жизнь,  в том числе он  приоб= щался  и  к новому=   сексуальнl= 6;му  статусу.  Впоследстk= 4;ии  обрезание начало рассматривk= 2;ться,  как приобщение = 82; национальнl= 6;й и  религиознl= 6;й общности, в связи с чем время его сместилось.

     На мой  взгляд,  верси= ;я  Фрэзера  верна= ;  тольк= ;о  отчасти, по= 089;кольку  роль  змея  в  раннем  иудаизме оказываетсn= 3; гораздо значительнk= 7;е,  чем положение одного из зверей=   полевых,  пусть даже и самог= 086; хитрого.

        =             &nb= sp;     * * *

       Когда народ  Израиля во = 79;роптал на Бога и Моисея: "зачем вывели нас и= 079; Египта, чтоб= 099; умереть в пустыне?", Бо= 075; наслал на него  множество  ядовитых  змей.  Моисей  же  получил  от Бога повеление:  "Сделать медного зме = 03; и выставить  его  на  знамя= ;, чтобы  всякий  ужаленный  мог  взглянуть  на  него  и остаться живым" (Числа.21,9), заметим, что Медный змей обозначаетl= 9;я тем же слово= 084; "нахаш",  что и змей соблаз = 85;итель Евы.  Этот Медны = 81; змей находи = 83;ся в Иерусалим = 77; до конца VIII в. д= 086; н.э., иудейски&= #1081; царь  Езекия  "отменил  высоты,  разбил  стату= ;и и истребил медного зме = 03;, которого сд = 77;лал Моисей - потому что д= 086; самых тех дней  сыны  Израилевы  кадил= ;и ему" (4-Царств.18.4).  Последнее сообщение уже можно считать историческl= 0;м.

     Другим зооморфным символом, по= 089;тоянно упоминаемыl= 4; Библией, является Бы = 82; ("Золотой телец").

     Грех покло = 85;ения  тельцу широко известен,  однако мал = 86; кто обращал внимание на тот факт, что на четырех углах жертвенникk= 2; в   скинии  возвышалиl= 9;ь  рога  (Исх.27,2;  Иер.17,1),  которые мазались кровью при жертвопринl= 6;шении  (Исх.29,12;  Иез.43,20), схватившийl= 9;я за рог, становился под защиту Бога (3 Цар.1,50;2, 28). Евангелист Лука называет Христа рого = 84; спасения (1.69). 

     Первоначаl= 3;ьно бык выступает к = 72;к лунное божество  или  его сl= 7;утник. У этих богов уже начинае = 90; появляться = 80; другая функция – наряду с серпом луны = 080; быком их символами становятся дубинка и  молния  (МНМ).  Таким= ;  образом  бык  превращаеm= 0;ся  в символ божества бури.  В виде бога бури представляk= 7;тся и Бог  библии: "Видели  Тебя, Боже,  воды,  видели  Тебя  воды  и  убоялись  и вострепетаl= 3;и бездны.  Облак= ;а изливали воды, тучи издавали гром и  стрелы  твои  летали.  Глас  грома твоего в круге небес = 85;ом; молнии освещали вселенную;  земля содрогаласn= 0; и тряслась. Путь Твой  в  море  и  стезя= ;  твоя  в  водах великих,  и следы твои неведомы" (Пс.76.17-21).

     По евангелею  от  Марка евангелист Иоанн и его брат Иаков были нарече = 85;ы Христом "сыновьями грома" (3,17),  что вероятнее всего  не  было тольк = 86; литературнl= 6;й метафорой – они предлаг = 72;ют Христу=   низвести  огонь= ;  с  неба  на  негос= ;теприимных  самарян (Лук.9,51-57).

     На следующем этапе развития бо = 78;ества бури, а вместе с ним и его символ – бык получают функции богов плодородия.  В самых различных мифологичеl= 9;ких системах с образом  быка  связы= ;вались представлеl= 5;ия о мужской производитk= 7;льной силе.

     "О= 085; сойдет=   как  дождь=   на  скошенный  луг,  как   капли, орошающие  землю= ;;  и  будет обилие мира,  докол= ;е не перестанет луна...Будет обилие хлеб = 72; на земле,  на верху гор;  плоды= ;  его будут  волноватьl= 9;я как лес на Ливане,  и в городах размножатсn= 3; люди,  как трава  на  земле".  (Пс.71.6-7).  "Господь  блеснет молнией и да= 089;т вам обильны = 81; дождь каждому злаку на пол= 077;" (Зах. 10.1).

     В Библии=   есть  и  другие указания на сакральное значение ка = 82; змея, так и тельца.

     Евреи не  были  после= ;дователями монотеизма &quo= t;от сотворения мира".  Первоначаl= 3;ьно Яхве был не единым общемировыl= 4; богом,  а только  богом= ;  объед= ;инения  еврейских  племен (кол= 077;н),  другие племена имели своих богов.  Иеффай спрашивает царя  = аммонитян: "Не  владеешь л = 80; ты тем,  что дал теб= 077; Хамос,  бог твой?  И мы владеем все = 84; тем, что дал  нам в наследие Яхве, бог наш&q= uot; (Суд.11.24).

     На еще более ранней стадии форм = 80;рования религии еврейский пантеон вкл = 02;чал очевидно не одного бога.

     Оппозиция "змея &n= bsp;    бык" &n= bsp; (медь =     золото)  является символичесl= 2;им  выражениеl= 4;  противопоl= 9;тавлений:  "низ – верх", "женское    мужское",  "вода=     огонь",  "мудрость  – силk= 2;” и изобилие", "смерть – жизнь". Мудрость (хи= 090;рость) змеи отмечает не  только Быт = 80;е – Христос,  обращаясь = 82; своим после = 76;ователям, учит  их:  "= Будьте  мудры= ;, как  змеи  и  просты,  как   голуби" (Мф.10,= 16).

     До определеннl= 6;го времени так = 86;е противопосm= 0;авление не было дуалистичеl= 9;ким.   В  своей= ;  статье  "Пролегоме= ;ны  религиознl= 6;го дуализма:  диады и противополl= 6;жности" (в кн. "Космос и история" М.198= 7  с.250)  М.Элиаде отмечает:  "Большое число дихотомий и полярностеl= 1;  взаимно  обуславлиk= 4;ают  друг  друга...В  конеч= ;ном счете  они выражают жизненные м = 86;дальности в категория = 93; ритма и круговращеl= 5;ия.  На этой стадии нельзя гово = 88;ить  о  религиознl= 6;м или этическ = 86;м "дуализме", поскольку антагонизм не предполагаk= 7;т "зла"  или   "демоничес= ;кого".   Строго   дуалистичk= 7;ские   идеи вырастают и = 79; тех пар противополl= 6;жностей, в которых ан= 090;агонисты взаимно не обуславливk= 2;ют друг друга".

     В храме  Яхве  Соломоном была установленk= 2; огромная медная чаша, на 12-и медных быках которая именоваласn= 0; "медным морем" – стихией, в которой жил Левиафан (3Ца&#= 1088;.23-25;2Пар.4.6).

     Иезекиль говорит о Иерусалимсl= 2;ом  храме:    вот  всякие изображениn= 3;  пресмыкаюm= 7;ихся  и нечистых жи = 74;отных...напис= ;аны по стенам кругом"  (Иез.8.10).h= 4;ля  строгого  монотеистk= 2;  Иезекиля изображениn= 3; пресмыкающl= 0;хся было уже святотатстk= 4;ом.

        =             &nb= sp;  *  *  *

     В средневекоk= 4;ом  европейскl= 6;м  изобразитk= 7;льном искусстве в сюжетах, так или иначе,  связа= ;нных с темой грехопаденl= 0;я  обычн= ;о плод дерева познания изображалсn= 3; в виде яблока,  хотя согласно представлеl= 5;иям индоевропеl= 1;ских  народов  яблоко  следовало  бы скорее=   отождествl= 0;ть с плодом дер= 077;ва жизни (молодильны = 77; яблоки русских ска = 79;ок, яблоки боги = 85;и Идун в скандинавсl= 2;ой мифологии, Яблочный остров=   (Аваллон)  кельтской  – являются символом бессмертия = 80; вечной молодости,  так  же,  как  и  золотые  яблоки  античных Гесперид).

     С последними,  однако,  близко связан древнегречk= 7;ский миф непосредстk= 4;енно касающийся нашей темы. Я имею ввиду знаменитый суд Париса.  Богиня раздора,  Эрида подбросила Гере,  Афине=   и Афродите яблоко,  объявив ег = 86; наградой за красоту,  судьей был выбран Парис,  которому "волоокая"  Гера  обещала  власть  над всеми людьм = 80;, мудрая Афин = 72;, чьим символом, наряду с совой была и змея,  военные успехи,  а Афрl= 6;дита – любовь прекраснейm= 6;ей из женщин  Елены.  Парис= ;  преподнес  "яблоко  раздора" Афродите и таким образом выбрал и сво= 102; судьбу и суд= 100;бу своего народа.

     Да&#= 1088; в  традиционl= 5;ом  обществе  имел  особо= ;е значение – о= 085; устанавливk= 2;л  некую= ;  сакральнуn= 2;  связь= ;   межд= у   дарителем   и получателеl= 4;  дара.  Если  одна  из  сторон имела более высокое иерархичесl= 2;ое положение,  дарен= ;ие или принятие  дара  означ= ;ало для другой покровителn= 0;ство,  отказ от дарения или приятия дара рассма = 90;ривался,    как<= span style=3D'mso-spacerun:yes'>    тяж&= #1077;лое    оскорбленl= 0;е.     (Гу&= #1088;евич А.Я. Категории средневекоk= 4;ой культуры. М.1984 с.235).

     В мировом фольклоре очень  распрострk= 2;нен мифо-поэтич = 77;ский образ  выбора  судьбы,  как  выбор= ;  одног= ;о из "альтернати= ;вных" даров (например,  согласно раввинистиm= 5;еским легендам, младенцу Моисею=   на  выбор=   предлагаюm= 0;  золото  и горящие угли,  выбрав огонь, мальч= 080;к, тем самым, выбирает себе жизнь (МНМ), такой же выбор предлагаетl= 9;я и Давиду Сасунскому).

     В этом аспекте  историю  грехопадеl= 5;ия  можно= ;  предс= ;тавить совсем в ино= 084; свете.

        =             &nb= sp;        *  *  *

     Не вдаваясь   в  пробл= ;ему  связи= ;  еврейской  мифологии  с античной,  обратимся  к  аккадскомm= 1;  мифу  про  Адапа= ;   и   Эа (аккадская форма имени  шумерскогl= 6; Энки).

     Энки был богом подземных вод, создате= 083;ем первых=   людей (из глины),  а  так  же богом мудрости и хранителем "ме".  Судя по всему "ме"– это некие таблицы с  божественl= 5;ыми установленl= 0;ями, составляющl= 0;ми   структурнm= 1;ю   осно= ву   шумерской  цивилизацl= 0;и. Изображалсn= 3;  Энки  в  виде  козла,   задняя   часть   которого завершаласn= 0;   рыбьим   хвостом.  Местом  пребываниn= 3;  Энки  был сказочный остров=   Тильмун,  характериl= 9;тика  которого  содержит многочислеl= 5;ные  парал= ;лели с библейски = 84; повествоваl= 5;ием об Едеме (МНМ).=

     Адапа –  то ли сын,  т= ;о ли жрец Энки-Эа,  отождествl= 3;яемый некоторыми учеными с библейским Адамом,  сломал  крыло= ;  Южному ветру,  за  что  верховный  бог  Ану  вызвал  его  к  себе для наказан = 80;я.  Символом  Ану  была  рогатая   тиара, связ= 072;нная   с небесным  быком= ;.  По  совету  Энки Адапе удается расположитn= 0; к себе Ану и тот предлаг = 72;ет ему хлеб жизни и воду жизни. Однако, Адап,  предупрежk= 6;енный Энки,  отказываеm= 0;ся от угощения,  а тем самым  и  от=   возможносm= 0;и  обрести  бессмертиk= 7;.  Взамен   боги награждают   его   мудр= остью,  облачают  в  одежд= ;у  и  умащают благовонияl= 4;и (Оппенхейм 3  0А.Древняя Месопотамиn= 3;.  М.1990  с.211; Хук=   С.Г.  Мифол= ;огия Ближнего Востока М.1991 с.48;<= span style=3D'mso-spacerun:yes'>  Якобс= ;ен Т. Сокровища тьмы М.1995 с.135). <= /p>

     В этом  мифе  мы  узнаем  не  только нек = 86;торые формальные соответствl= 0;я с библейско = 81; историей  грехопадеl= 5;ия  (имя  героя= ;, одежды полученные от бога), но и некое концептуалn= 0;ное сходство. Верхнее божество предлагает человеку бессмертие,  от  которого тот  о= тказываетсn= 3; по совету божества нижнего и вз= 072;мен получает мудрость.

        =             &nb= sp;      *  *  *

     В Едемском саду произрастаl= 3;о два дерева – одно из  них  – Дерk= 7;во    Жизни    принадлежk= 2;ло   божеству,   которого   можно отождествиm= 0;ь с Золотым  Тельц= ;ом,  символом  изобилия  и  силы, другое=   Дерево  Познания  принадлежk= 2;ло  Медному Змею,  символу мудрости.

     Змей ("нижнее",  "женское") вполне естественнl= 6; вступил в переговоры = 80;менно   с   Евой= .   По   устойчивоl= 1;   схеме   многих мифологичеl= 9;ких традиций мудрость принадлежиm= 0; деве,  каковой  и была   Ева   до   "грехопаде= ;ния".(Ср. образы=   греческой  Афины= ;, иудо-христи = 72;нской Софии).

     Приняв его  дар,  Ева  и  Адам,  тем самым,  вступили под покровителn= 0;ство Змея.

     До того,  как  люди  приобщилиl= 9;ь к познанию,  они нk= 7; были бессмертны, но нигде не говорится о том, что они были смертн = 99;. "Познание"    в   Библ= ии   служит   эффемизмоl= 4;   совокуплеl= 5;ия, способностl= 0;     порождать     новую     жи&#= 1079;нь     (см.Дьяконо= 074; И.М."Восток"1992<= span style=3D'mso-spacerun:yes'>  N2  с.53).  В мифо-поэтич = 77;ском представлеl= 5;ии новая жизнь несотворимk= 2; и ее появление обязательнl= 6; связываетсn= 3; с  чьей-то  смертью ("Г = 86;лову за голову").  Плут,  упрят= ;анный в мешок,  меняется  своей= ;   судьбой   со   случ= айным   прохожим, воскресениn= 2; Христа предшествуk= 7;т самоубийстk= 4;о Иуды т.д.  и т.п. В дальнейшем "познание"  стало= ;  рассматриk= 4;аться  как  то,  что отличает человека от животного.

     В аккадском эпосе о Гильгамеше = 89;озданный  для  него  друг Энкиду остается диким и неразумным, живет вмест = 77; с животными = 080; как животно = 77; до того,  как встречает  блудн= ;ицу.  После= ;  соития звери  уходят  от  него,  он перестает так быстро бегать,  как бегают=   звери,  "но  стал   он   умней,   разуменьеl= 4;   глубже" (Табл.I.IV.27-29).   Очевидно,   познание  женщины  приближаеm= 0; человека к ценностям цивилизациl= 0;.

     История "грехопаден= ;ия"     констатирl= 6;вала     фактическl= 6;е состояние человечестk= 4;а,  "выбравшег= ;о" путь  познания-р = 72;зума  и тем  самым= ;  противопоl= 9;тавленного  "беспечном= ;у" бытию живот = 85;ого мира;  человечесm= 0;ва,  вынуж= ;денного добывать хлеб свой насущный "в  поте лица своего&quo= t; в отличии от птиц и зверей,  которые "нk= 7; сеют,  не жнут,  не собирают в житниц;  и  Отец  ваш  Небесный питает их" (Мф.6.26).

     Древнехриl= 9;тианский апокриф, пов= 077;ствующий о грехопаденl= 0;и и восходящи = 81;  к  еще  более= ;  древн= ;им еврейским версиям (МНМ),<= span style=3D'mso-spacerun:yes'>  – "Слово об Адаме и Еве",  сообщает  о  том  как  дьявол  принял светлый  ангельскиl= 1; образ и в таком виде явился змею,  поручив ем = 91; уговорить Еву.  После изгн = 72;ния из Едема он явился пашущему Адаму и, став перед волами,  сказа= ;л:  "Моя это земля,  а Богm= 1; принадлежаm= 0; небеса и рай;  если хочешь быть моим,  обрабатывk= 2;й землю, а хочешь быть Боговым,   иди   в  рай...Не  дам  пахать, доколе=   не  напишешь расписки,  что тm= 9; мой".  Адам такую расписку написал:  "Кто на земле Владыка,  тому принадлежу = 03; и чада мои..." (Христианск = 80;й автор, правда, утверждает, что прежде, чем отдать расписку Адам заявил,  что  небеса,  земля,  рай  и  вся вселенная сотворены Б = 86;гом. ("Звезда волхвов". Новочеркасl= 9;к 1994 с.48).

    Чем больше   испытаний   выпа= дало   на   долю=    евре= йского народа, тем больше в нем  крепл= ;о  убеждение,  что  челов= ;ечество изначально  совершило  ошибочный выбор своей судьбы.  Впрочем, легенды о "золотом веке" –=   существенl= 5;ый  элемент  почти= ;  всех мировых мифологий.

     На всех перело = 84;ных  этапах  мы  видим= ;,  как  люди  задни= ;м числом хотя = 90; изменить свою истори = 02;, стенают о неиспользоk= 4;анном альтернатиk= 4;ном ее варианте,  надеются,  что сl= 5;ова можно  будет вернуться к исходному моменту "выбора" и уk= 8; теперь-то, наконец ,  сделать  его  прави= ;льно.  Одна  из  таких= ;  попыток  была реализованk= 2;   с   победой   хрис= тианства.   (Христос   искупил первородныl= 1;  грех).  "Новый  Иерусалим"= ;,  однако,  так  и   не снизошел на грешную землю.  Это вовсе н= 077; значит, что ничего на не= 081; не меняется = 082; лучшему.  Переписывk= 2;ть прошлое нам не  дано, но   делать  свой  выбор= ;  каждый  раз  "здесь  и  сейчас",  не перекладывk= 2;я ответственl= 5;ость за него на предков  или потомков, мы  можем.  Можем= ;  потому,  что  наши общие предк = 80;,  вкусив от дерева познания добра и зла,  сдела= ли  их  различимыl= 4;и.  И  не столь важно, произошло это согласн = 86; Библии или Дарвину. 

        =             &nb= sp;          Дан.

     Благословl= 3;яя своего=   сына  Дана,  Иаков   говорит:   "Дан /"судья"/  будет змеем на дороге,  аспидом /евр. "шефифон" / н = 72; пути, уязвляющим коня так, что всадник его = 091;падет назад" (Быт. 49.17). Случайно ли = 074; этом тексте употребленl= 6; слово, созвучное евр. "шефат" /судья/?

     Некоторые из   эпонимов   еврейских   племен  прина= ;длежат ханаанским божествам (Библия даже приводит та = 82;ое имя  –=   "Гад" (Ис.65.11).  i= 3;а мой взгляд имя Дан так же имя божества – с= 091;дьи подземного мира.

     В угаритской мифологии Даниэл /судь= 103; божий или судья бог/ – мудрый судь = 03;,  муж рапаитский.  Рапаиты, би= 073;лейские рефаимы, это  либо  мертв= ;ецы  ,=   либо вообщ = 77; обитатели подземного мира, включа= 103; хтоническиm= 3; божеств – отсюда рафаиты-цел = 80;тели. (Шифман И.Ш.Культура  древнего Угарита М.1987 с.81;<= span style=3D'mso-spacerun:yes'>  Хук С.Г.Мифологи= 103; Ближнего Востока М.1991 с.77;<= span style=3D'mso-spacerun:yes'>  МНМ).  В Книk= 5;е Товита (3.16) на помощь     герою,     погребавшk= 7;му     мертвых,     посылаетсn= 3; ангел-исцел = 80;тель Рафаил ("бог мертвых" илl= 0; "целитель-б&#= 1086;г").

     Иезекиль упоминает  древн= ;его мудреца и праведника Даниэла (14.4.20;28.3),  очевидно   хорошо   изве= стного   во   времена Ие = 79;екиля.  Отголоски угаритскогl= 6; мифа есть и в повествоваl= 5;ии о библейско = 84; пророке Дан = 80;иле.

     Оставляя в  стороне  историчесl= 2;ие факторы появления э = 90;ого повествоваl= 5;ия  и  религ= ;иозные  идеи,  носителем  которых   оно является,  остановимl= 9;я  на  мифол= ;огической основе фольклорноk= 5;о субстрата  этой  книги.  В  пророчестk= 4;ах  Даниила  впервые   в религиозноl= 1;   литературk= 7;  нашла= ;  идея  о  воскресенl= 0;и  мертвых (Рижский     М.И.= Библейские     пророки      и      библейскиk= 7; пророчествk= 2;.М.1987  с.307):  "И многие из спящих в пра= 093;е земли пробудятся,  одни k= 6;ля жизни вечно = 81;, другие на вечное поругание и посрамлениk= 7;" (12.2). Эта новая религиознаn= 3; идея была вложена в уста героя, в преданиях у = 78;е связанного = 89; иным миром.  Даниил уме = 77;т не только разгадыватn= 0;,  но и смотреть чужие сны – "в  ночном  виден= ;ии"  ему открываетсn= 3; тайна сна Навуходоноl= 9;ора (3.19), что есть тоже призна = 82; связи с миро= 084; мертвых.

     Наконец, обратим  внимание  на первую и третью глав = 99; этой книги. В них рассказываk= 7;тся о том как при дворе Навуходоноl= 9;ора приобщалисn= 0;  к  мудрости  Даниил  и  еще  три  отрока из сынов Иудиных.  Они налагают на себя ритуальные пищевые  запреты,  а затем  трое  из  них,  плюс  четвертый    ангел оказываютсn= 3; в огненной  печи. Вспомним,  что  цари  иудейские  Ахав  Манассия "проводили k= 6;етей своих через огонь", последний к тому же еще и "учредил   вызывателk= 7;й   мертвецов"= ;   (2Пар.28.3= ;33.6;    Иер. 7.31;32.35).  Таким образом мож = 85;о утверждать,  что описанная в книге &= nbsp; Даниила   картина   пред= ставляет   гиперболиk= 9;ированное описание отороческоl= 1; инициации, покровителk= 7;м которой, очевидно бы = 83; бог Дан.

     Некий Дан  "из потомков ис = 87;олинов",  берет истлевшие тела сынове = 81; Саула,  выданных гаваонитянk= 2;м Давидом и повешенных ими (вар.   Септ= .  2Цар.21.11  и  дал.).  Давид= ;  же  собрал  кости повешенных  и  похоронил  их.   Отсутствиk= 7;   этой=    детали   в мас= ;оретском  тексте говорит о последующеl= 4; его редактировk= 2;нии с целью  его  максимальl= 5;ой   рационалиk= 9;ации,   ибо   из   текс= та Септуагинтm= 9; следует,  что Дан взял душ= 080; повешенных R= 11; их жизнь. В Септуагинтk= 7;  четырежды  упоминаетl= 9;я,  что  дети  Саула= ;  были "повешены  на  солнце",  в  двух  случаях с добавлениеl= 4; "перед Господом".  Вероятнее  всего,  что   казнь   дете= й   Саула   – умертщвленl= 5;ых "в первые дн = 80; жатвы, в начале жатв = 99; ячменя" былk= 2; актом  жертвы,  вероятнее  всего= ;  Солнцу  в   день=    весеннего равноденстk= 4;ия.  Связь= ;  Солнца  с  божеством  подземногl= 6; мира – Даном не случайна.

     К колену=   Данову  причи= ;слен и легендарныl= 1; Самсон,  бывши= ;й "судьей израилевым двадцать лет" (Суд.13-16).  Самсон /солнце/ явно  мифическаn= 3;  фигура  и  он  мог  быть  судьей  постольку, поскольку "всевидящее= ;" солнце во многих традициях, в  том чl= 0;сле и  ближневосm= 0;очных,  являл= ;ось и божеством справедливl= 6;сти.  Как правило, функции  судьи выполняло зашедшее солнце,  находящееl= 9;я в  нижнем  мире.

     Ослепленнm= 9;й Самсон это и есть "солнцk= 7; мертвых". Значимо и им= 103; отца его, Маной, - "покой", "забвение", "= ;покойник". Возможно первоначалn= 0;но   это   было=    дополнениk= 7;   к   имени=   Самсон  – Самсон-Мано = 81;, т.е.  солнце-пок = 86;йник. Поэтому  Самсон  польз= ;уется ослиной    костью    в    качестве    ору&= #1078;ия,   рушит   дворец (землетрясе = 85;ие),  открывает  яму,  из  которой   течет   вода. Зашедшее Солнце, так же как и неви&#= 1076;имый месяц, могли принимать участие в загробном суде над  умершими  вместе  с  постоянныl= 4;и обитателямl= 0; нижнего мир = 72;.

     "Представл= ;ение о солнце,  как  о  божестве,  связа= ;нном  с потусторонl= 5;им    мир&= #1086;м,    обнаруживk= 2;ют   в   Переднеазl= 0;атском Средиземноl= 4;орье  исключитеl= 3;ьную  стойкость"= ;.  Существовk= 2;ла   и связь его со змеей.  В одном из текстов доч = 00; Солнца обращается = 82; своей матери:  "Змей должен быть  наделен  клыками  и  ядом, получить  возможносm= 0;ь  есть  и пить,  сделать кр = 77;сло (трон?) и воссесть  на  нем"  (Шифман  И.Ш.Культур= 072;  древнего   Угарита. М.1987.с.72).

     В самых разнообразl= 5;ых мифологиях души умерши = 93;  попадают в загробный  мир  через узкий мост,  переброшеl= 5;ный над пропастью или огненной  рекой= ;.  В  преодоленl= 0;и  этой  и  других  преград умершему  помогали  проводникl= 0;  душ,  иногда  в видk= 7; животных: собаки, барана,  коня.  (МНМ).  Мост,   паутина,   остр= ый   меч символизирm= 1;ют   иной=   вариант  суда    недостойнm= 9;е  не  могут миновать ег = 86; и падают в  огненную  пропасть. "Змей  на  д= ороге, аспид на пути,  уязвляющиl= 1; коня так, что всадник упадет назад" это змей на тако= 084; мосту, вершащий су = 76; над душами умерших.

     Я обратил  внимание н = 72; интересное совпадение:  некий Миха вместе со своей матерью отливают истукана, ли= 090;ой кумир, эфод и терафима,   которые   затем   оказываютl= 9;я   у   колена  Данова (Суд.17= .18).  С  другой  стороны  у  пророка  Даниила  впервые по = 03;вляется "князь великий,  стоящий за сынов народа" – Михаил, в позднейшее время  называемыl= 1;  Архангелоl= 4;.  Случайно  ли  это совпадение? Может быть Дан  каким-то об= 088;азом связан с Михой-Михаи = 83;ом?

     Может быть речь идет о хананейскоl= 4;  боге Миккале, ипо= 089;таси Рашапа,   боге=    огня= ,  губительнl= 6;го  мора  и  войны,  который отождествлn= 3;лся  с  шумеро-акк = 72;дским  богом= ;  подземногl= 6;  солнц= ;а Негралом?  

        =             &nb= sp;      Мифы о Луне. <= o:p>

     Бо&#= 1075; луны под именами Амм,  Син (Зуэн),  Йарих почитался в аккадской, арабской    и     западносеl= 4;итской     мифологияm= 3;."У израильскоk= 5;о  бога  имеется  еще  и  то общее с древнеарабl= 9;ким верховным богом, это его  первоначаl= 3;ьно  лунное  происхождk= 7;ние" (Нильсен Д.ВДИ N1.1937 с.95).

     Новолуние торжественl= 5;о праздновалl= 6;сь евреями  даже  после возвращениn= 3; из Вавилона (Иез.46.1,6). Согласно Библии исхо = 76; из Египта начался 15 числа в полнолуние,  в полнолуние же (в 15-й день  второ= ;го  месяца  по выходе из Ег= 080;пта) евреи появляются = 74; пустыне  Синай= ;,  а  к  горе  Синай= ;  подходят    самый= ;   день новолуния" ( = 48;сх.16.1;19.1).

     Само название  горы  Синай= ;  по  мнению  некоторых  ученых происходит от имени бог= 072; луны Сина  (Пальмов 1897 с.159). Иосиф Флавий=   безлюдносm= 0;ь  горы  Синай,  к  котор= ;ой  подошли  евреи= ;, приписывал   тому= ,   что   "по   слухам  Бог  обитал  на  ней" ("Иуд. древности" 3.5.1= .).

     Когда Моисей "пересказыв= ;ал сынам Израилевым все, что было заповедано ему от Господа. "И видели сыны Израилевы, что сияет лицо моисеево,  и Моисей опят = 00; полагал покрывало н = 72; лицо свое, доколе не выходил говорить с Ним"  (Исх.34.29-35). Поочередноk= 7; закрывание = 80; открывание сияющего лица есть метафора луны.

     Ещ&#= 1077; А.Б.Ранович ("Очерки истории  древнееврk= 7;йской религии М.1937  с.144)  из-за  совпадениn= 3;  имени брата Авраама,  Арана= ; /Harran/ и названия города Харран предположиl= 3;,  что  Аран  был неким    мужским    божеством.   Очевидно,   имя   Аран=    было персонификk= 2;цией города Харр = 72;на.  Возможно это  имя  связано  с именем угаритскогl= 6; Хорона и древнеарабl= 9;кого Аарра (МНМ).

     Фарра, отец Авраама,  Арана и Нахора и его внуки  жили  в Уре Халдейском.  "И взял Фарра Авраама и внука своег = 86; Лота,... и вышел  с  ними  из  Ура  Халдейскоk= 5;о,  чтобы= ;  идти  в  землю Ханаанскую,  но,  дойдя= ;  до  Харрана,  они  остан= ;овились  там" (Быт.11.27,28,31). Как  оказался в Харране Лаван /Лаван по-еврейски "белый","лун= а" / – Библия   не   сообщает.  Имя  Фарра= ;  (Терах),  "обращающи= ;йся", "уходящий"  И.Ш.  Шифма= ;н  предполагk= 2;ет  связанным  с   культом лунного   божества   ("Пятикнижl= 0;е   моис= еево"  М.1993  с.277). "Ушедшая" луна порождает луну "белую"= ;.

     Святилище в    Уре  &n= bsp; было    главным    местом    культа шумеро-акка = 76;ского  лунного   бога=    Нанну-Сина, &#= 1074;торой   важный культовый   цент= р  находился  в  Харра= ;не  на  севере  Двуре= ;чья (Оппенхейм Древняя Мес = 86;потамия.М.1990  с.155). Возможно  вокру= ;г этих  святилищ  складывалl= 0;сь  легенды,  оказавшие  влияние  на Библию.

     "Аран родил  Лота  и умер...в земле рождения своего в Уре Халдейском"= ;.  Вместе с дедом  Лот  направляеm= 0;ся  в  Харан= ;,  но оказываетсn= 3;    в    Сод&#= 1086;ме.    Имя<= span style=3D'mso-spacerun:yes'>   "Лот&= quot;   переводитl= 9;я   как "покров","по= крывало" (еще одна замена сакральногl= 6;  имени= ;  бога Луны) и тогда &= #1057;одом – это нижний мир,  куда уходи = 90; исчезнувша&= #1103; луна. Превращениk= 7; жены Лота в с&#= 1086;ляной столб находит аналогию в греческом мифе про Орф= 077;я (Овидий. Метаморфозm= 9;. X.1-63).

     Обратим внимание на то,  чт= ;о жителей Содома Бог  поражает слепотой .  В окрестностn= 3;х Содома нахо = 76;ятся рефаимы-пок = 86;йники, ужасные эмимы и живу= 097;ие в пещерах хорреи (Быт.19.11;14.= 5).

      Нападение царя  Кедорлаомk= 7;ра  на  округу,  в которой жил Лот,  разогнавшk= 7;го мертвецов и = 087;ленившего (или  освободивm= 6;его) невидимый  месяц – сюжет еще одного мифа.  Аврам (отец высот), вероятнее  всего= ;  одно  из  имен  Эля-Илу,  выступает   прот= ив агрессора  и  восстанавl= 3;ивает  статус -кво.  Возможно,  что это нападен = 80;е,  как и огненный дождь,  пролитый н = 72; Содом и Гоморру (19.24)  всего= ;  лишь  наказание  власт= ;ителям  нижнего  мира за попытку удержать у себя Луну (Лота). Один из сибирских шаманов устраивает    нав&= #1086;днение    в    жилище    мерт&= #1074;ецов,   чтобы, воспользовk= 2;вшись паникой,  угнать похищенные ими души людей  и домашнег = 86;  скота.  (Носик  Е.С.  Обряд= ;  и фольклор в сибирском шаманизме.  М.1984.  с.91).  Тем бl= 6;лее крутые=   меры  следовало принять  по поводу пленения луны.

      Жизнь Лота  в  пещере  очеви= ;дно  иной  вариант  мифа   о сокрытой луне.  Вместе с ни= 084; в пещере живут две ег= 086; дочери. "И сказала старшая (дочь) младшей:  "Отец наш стар и нет человек = 72; на  земле, который  вошел= ;  бы к нам по обыча= 102; всей земли;  итак напоим отца = 085;ашего вином и переспим с ним, восстановиl= 4; от отца наше   племя"(Быт.19.3= 1,32).  Оттал= ;киваясь  от  этого= ;  текст= ;а, С.Г.Хук   (Мифология   Ближ= него   Востока   М.   1991   с.128) предполагаk= 7;т,  что  миф  об  уничтоженl= 0;и городов равнины – эт= 086; один из вариантов мифа об уничтожениl= 0; человечестk= 4;а.

     В ханаанском  мифе  бог  Эл  создает двух женщин,  но егl= 6; "стержень опущен долу&quo= t;.  Если ему удастся совокупитьl= 9;я с ними, они воскликнут: "О супруг, супруг! Женщины жен = 99; Эла.", если же – нет,  они  = воскликнут: "О  от&= #1077;ц, отец!   Девушки   дочери   Эла" (С.Гордон    в    сб. "Мифология    древнего   мира=    М.   1977 с.204). Благополучl= 5;ый исход сулит урожайные  годы.  У  жен  Эла рождаются двое богов Шалимму и Шахару.  Возможно, что брак Лот= 072; со своими дочерями бы = 83; отголоском = 80; этого  мифа  или  тех  его вариантов, в которых место Эла занимал бог луны.

     В Харане Лавана посещает Иаков  и  сватает  за  себя  его дочь.  По  пути  к  своему  будущему  тестю Иаков видит во сне лестницу,  которая касается неба  (28.12).  С  верхн= его  конца лестницы  с  Иаковом  говорил  Господь.  Эта  лестница один из атрибутов шаманских камланий – п= 086; ней шаман попадает в верхний мир,  куда собственно,  и направлялсn= 3; Иаков,  ведь Лаван = 211; это луна.  Иаков работает у него 20 лет,  затем получает двух  жен Лию /"телку"/,  Рахил= ;ь /"овечку"/ и стада. Аккадский гимн богу лу= 085;ы Зуэну сообщает,  что в его  загонах  "много  овец,  много коров!  Черные    словно  камень синий сияют,  белые – лунным лучом сверкают" ("От начала начал"&= nbsp; пер.В.К.Афан&#= 1072;сьевой. С.Пб. 1997 с.112).

     "И взглянул Иаков на лиц= 086; Лавана,  не таково оно как вчера и  треть= ;его дня" (пер.Шифмана). Если бы речь шла о  луне выражение было  бы  понятно  в любом контексте.  Предполагk= 2;я,  что тесть может не  отпустить  его,  Иаков= ;  бежит= ;  с  женами,  скотом  и терафимами (фигурками домашних бо = 75;ов),  прихваченl= 5;ыми Рахилью. Лаван догон = 03;ет Иакова, но по велению Яхв = 77;, заключает с ним мир (Быт.29.15.-31.55).

     Можно было  бы  предп= ;оложить,  что  этот  расск= ;аз  просто описание быта кочевн = 80;ков, если бы он не повторял известного во всем мире сказочного сюжета:  герой появляется = 74; ином  мире  в поисках  жены,  отец  его  суженой задает ему чудесные задачи, которые герой выполняет –  получение  пестрого  приплода    в шумерских  текст= ;ах  пестрый  скот  считался  употр= ;еблялся  для жертвопринl= 6;шения (см. "От начала ... с.191, 137).

     Затем следует магическое бегство.  В тексте Библии Иакову помогает   Божественl= 5;ый   глас= ,   но   присутствl= 0;е   тера= фимов заставляет предположиm= 0;ь,  что они играли т= 091;  же  роль,  что  и волшебные предметы, которые берет с собо= 081; сказочная жена. (См. В.Пропп  Историчесl= 2;ие  корни= ;  волшебной   сказки   с.427).   В шаманской   практике   подобные  фигурки  символизиl= 8;уют  духов помощников.  Впрочем Иа = 82;ов вернулся не без потерь.  "И боролся Некто с ним до появлени = 03; зари" (32.24),  а затем "коснулся его бедра",  или просто столкнул гостя с неба на  землю,  и  Иаков сделался  хромым  ,=   как  Гефест или Сатана.  (Борьба шам= 072;на с владельцамl= 0; благ,  которые он = 80; не хотят отдавать  тоже  хорошо известна). (Е.С.Носик цит.= соч. с.57,91).

     Терафим /в русск. пер. "статуя"/ спk= 2;сает  и  будущего  царя Давида=   от стражей Саула (1Цар.19.13). В библейском тексте жена Давида,  Мелхо= ;ла,  кладет вместо мужа  на  постель  терафим  и слуk= 5;и,  посла= ;нные  арестоватn= 0;  Давид= ;а, почему-то возвращаютl= 9;я к Саулу.  Сам Давид  тоже  был  не  чужд  участия  в  шамансткиm= 3; действах (2 Цар.6.14,21).

     В сказках    за    отс&= #1091;тствующего= ;     героя     отвечаете оберег-"кукl= 6;лка".  Отмет= ;им,  что  и  в сказочном материале и = 074; Библии с "куколкой" манипулируn= 2;т женщины. 

     Пророк Осия  (8  в.д = 86;  н.э.)  еще  верит= ;  в  сакральноl= 9;ть терафимов: "Ибо  долгое  время= ;  сыны h= 8;зраилевы будут оставаться без царя и без князя и без жертвы,  без жертвенникk= 2;, без эфода и тера= 092;има" (3.4). К моменту фиксации устных преданий значение терафимов  сомнению  не  подвергалl= 6;сь,  в  последующk= 7;м   часть сведений  о  них  была  устра= ;нена,  а оставшиеся эпизоды ста = 83;и трактоватьl= 9;я иначе.

     Наличие терафимов  в  эпизоде  погони  Лаван= ;а  за Иаковом заставляет  предположl= 0;ть, что  речь  идет  о  неких=   сакральныm= 3; ценностях, полученных человечестk= 4;ом от божества = 051;уны.

      Н= 072; предание об Иакове вероятнее всего повлияли  мифы про исчезаю = 97;его   (умирающег = 86;)  и  возвр= ;ащающегося  божества.  Его дk= 4;адцатилетн= 077;е   отсутствиk= 7;   возможно   является   гиперболоl= 1; двадцатинеk= 6;ельного  неблагопрl= 0;ятного  периода.  (В мифологии и сказках иногда одни  календарнm= 9;е  отрезки  време= ;ни  заменяютсn= 3; другими).

     В псалме 9,  "по смерти Лабе = 85;а"  ("Мот  Лабен"    смерт= ;ь луны),  к  богу,  "скрывающе= ;му  себя"=   (22),  "закр= ывшему лицо свое" (32),  обращаютсn= 3; как к судье праведному,  который бу = 76;ет "судить   вселенную   по  правде"  (9),  даст  суд  "сироте  и угнетенномm= 1;"  (39).  Этот  псалом  перекликаk= 7;тся  с  шумерским гимном   "мертвому"=   (невиk= 6;имому  перед= ;  новолуниеl= 4;)  Сину.  В шумерском гимне Луна, находясь в нижнем мире, "мудро разбирает с = 91;дебные  дела"= ,  "справедли= ;вые приговоры влагает во все уста, делает долж = 85;ое очевидным,  радует честные сер = 76;ца" (Якобсен  Т. Сок = 88;овища тьмы М. 1995 с.144). =

     Языческие мифы остались  в  Библии  в  сильно  измененноl= 4; виде, но измененном не настольк = 86;, чтобы их нельзя было узнать. 

        =             &nb= sp; Братоубийl= 9;тво.

     "Адам познал Еву,  жену свою и она зачала и родила Каин = 72;, и  сказала: "Приобрела  я  человека  от Господа".  И еще родила брат = 72; его  Авеля.  И  был  Авель= ;  пасты= ;рь  овец,  а  Каин  был земледелец.  Каин  принес  от плодов земл = 80; дар Господу = 080; Авель тоже принес от первородноk= 5;о стада. И призрел Господь на Авеля, а  на  Каина не призрел.  Каин сильно огорчился и поникло лиц = 86; его.  И сказал Господь Бог  Каину= ;:  "Почему  ты  огорчился?  И отчего   поникло   лицо=   твое?  Если  делае= ;шь  доброе,  то  не поk= 6;нимаешь ли лица?  А еслl= 0; не делаешь д= 086;брого,  то  у  дверей гре = 93; лежит;  он влечет тебя к себе, но ты господ= 089;твуй над ним" (Быт. 1= -7).

     Слова Бога,  обращенныk= 7; к Каину,  многими исследоватk= 7;лями считаются трудными для  перевода.  И.Н.Виннико= 074;  (Палестинс = 82;ий сб.  25/88  с.40) переводил слово,  обозначенl= 5;ое в синодальн = 86;м переводе ка = 82; "грех" иначе – "жертва ис = 82;упления", причем жертва мужского пола.

     Далее всем известно:  "И ска= ;зал Каин  Авелю,  брату= ;  своему: "Пойдем в  поле"=   (эти слова есть только в Септ.)."И когд&#= 1072; они были в поле, восста= 083; Каин на Авеля, брата &#= 1089;воего, и убил его".

     Уж&#= 1077; давно  было  отмечено,  что  предыдущиk= 7; стихи Бытия = 080; предание  о   первом   братоубийl= 9;тве   относятся   к   разным, первоначалn= 0;но не связанны = 84; между собою мифам.  Бог,  узнав про убийство, проклинает землю, забыв, что это уже было сделан = 86; по другому поводу.  Каин боится,  что его убьет первый встр = 77;чный, хотя,  кроме его родителей и = 077;го самого на  земле= ;  еще  никого нет.

     Вместо наказания    Бог<= span style=3D'mso-spacerun:yes'>    гарантируk= 7;т    Каину    личную неприкосноk= 4;енность и дает ему обширное потомство.

     Ранняя ветхозаветl= 5;ая мифология еще ничего н= 077; знает ни о посмертном наказании,  ни о воскресениl= 0;  мертв= ;ых,  как  и  ранняя гре = 95;еская   (см.   Гомер.  Одисс= ;ея.  XI.489-492;  Быт.37.35; Пс.88.6,11-13;  Иов.14.10-12; Ис.38.18-19,26,14). Впервые иде = 03; загробного  воздаяния  появл= ;яется гораздо позднее (Дан.12= .2) - II в.  до н.э.  и = 74; позднейшей  вставке  в  пророчестk= 4;о  Исайи (26.14).  До этого авторов Ветхого завета волн = 91;ет прежде всег = 86; благосостоn= 3;ние  племенной  общности,  с  которой  и   заключил д = 86;говор Господь Бог.  (Селезнев М.Г.  В кн.  "Религии древнего Востока" М.1995. с.120).

     С.Г.Хук (Мифология   ближнего   Востока.  М.1991.  с.114) при= водит сравнительl= 5;ые генеалогии потомков Каина (составленн = 99;х Яхвистом), и потомков Сифа (Жреческий кодекс).

        =             &nb= sp;          Адам        :  Сиф= ;

  ---------------------------------------------------------=

1. Адам        =             &nb= sp;        :  Енос - как и "Адам" слово "Енос" означ= ;ает        =             &nb= sp;            =             &nb= sp;                     =             &nb= sp;            =             &nb= sp;  .        =             &nb= sp;            =             &nb= sp;            =             &nb= sp;            "человек".        =   

2  Каин        =             &nb= sp;         :  Каинан    

3. Енох        =             &nb= sp;         :  Малеил    

4. Ирад        =             &nb= sp;         :  Иаред=  

5. Мехиаэль (Малеил)     :  Енох 

6. Мафусаил        =              :  Мафусаил 

7. Ламех        =             &nb= sp;       :  Ламех=  

     Ка&#= 1082; мы  видим обе генеалогии полностью совпадают,  только Ено = 93; и Малеил (3 и 5) должны быть переставлеl= 5;ы местами.  Очевидно, что Сиф  появился  в  генеалогиl= 0;  человечесm= 0;ва  уже  тогда,  когда иудаизм ста = 83; приобретатn= 0;  черты= ;  этической  религии,  а  образ Каина сделался исключителn= 0;но отрицательl= 5;ым.

     Но это было не всегда так.  Уже при  рождении  Каина= ;  Ева говорит:  "Приобрела я человека о= 090; Господа", родившийся следом Авел = 00; не был удостоен какого-либо замечания.

     "Связь женщины  с  духом не должна считаться чем-то шокирую-  щим. Дух будет считаться зятем, поско= 083;ьку был женат на женщине этого племени" (Штернберг  А.Я.  Античный  культ= ;  близнецов  в свете этнографии" Сб.  музея антр. и этн. 1916. III. с.152). В синодальноl= 4; переводе Библии=   Сепафора,  жена  пророка  Моисея, обращается = 82; Богу "ты жених по крови" (Исх.4.25-26). Но Шифман (Финикийска = 03; мифология.  С.Пб.1999. l= 9;.251 и сл.) переводит это обращение  "зять=   крови".  "Отношения= ;  кровного  родства между людьм = 80; и Богом уже возникли  или  существовk= 2;ли  как  следствие брака &= nbsp; бога  с  представиm= 0;ельницей  общества".  При  рожде= ;нии близнецов считалось,  что оl= 5;и оба, либо один из них происходят от с бога (ср.  Ификл и Геракл,  Диоскуры, в древнем Пер = 91; один из близнецов считался сыном бога молнии).

     После того, как Бог вторично пр = 86;клял землю, Каин удалился в  землю= ;  Нод  (Хук  сравниваеm= 0;  это  бегст= ;во  с   ритуальныl= 4;, символичесl= 2;им  убеганием жрецов сове = 88;шавших жертвопринl= 6;шение в Афинах и Вавилоне).  Несмотря  на  то,  что  Бог  объявил  его "скитальцем на земле" (4.12), Каин постро = 80;л город и назвал его именем своего сына.  Потомками Каина были все живущие = 074; шатрах со стадами, все играющие на гуслях и сви= 088;ели, ковачи из меди и железа.  Само имя "Каин" означает  "кузнец".  Создание  города предполагаk= 7;т так же и земледелие,  исконное з = 72;нятие Каина. Что касается вторичного проклятия земли,  то оно, вероятнее всего, есть указание на необходимоl= 9;ть правильной жертвы,  без которой земля плодо = 85;осить не будет. В жертву и был принесен Ав = 77;ль.

     Первоначаl= 3;ьно жертва   пред= ставлялась   как   "кор&= #1084;ление" высших сил – духов или богов. Естес= 090;венно, что их вкусы, как и они сами создав = 72;лись "по образу и подобию" человека.

     Народы, перешедшие от кочевого = 089;котоводств&= #1072; к земледели = 02;, еще  долго сохраняли обычай "мясного" жертвопринl= 6;шения – после окончания потопа Ной приносит в жертву "всяl= 2;ого  скота чистого и  птиц  чистых".    обонял  Господь  приятное  благо= ;ухание" (Быт.8.20-21).  В шумерско = 84; варианте  после= ;  окончания  потоп= ;а "изголодавш= ;иеся  боги,  как  мухи  слетаются = 85;а приятный запах жертвенной пищи" (Тюмен = 77;в А.И. ВДИ 4(26) 1948. с.19). =

     Строительl= 9;тво города   Каин= ом  напоминаеm= 0;  другой  широко известный миф о братоубийсm= 0;ве – миф о Ромуле и  Реме.  В  этом мифе  высшее  божес= ;тво  так  же дает знать одному из братьев о том,  что ему  оказы= ;вается  предпочтеl= 5;ие,  но  каждый  из  них толкует  увиденное  в своn= 2; пользу.  В результате Ромул убива = 77;т Рема и построенныl= 1; город, Рим, получает им = 03; победителя. = 042; этом случае  очевидно  речь  идет  о  строи= ;тельной жертве.  Римский историк Фло = 88;, рассказываn= 3; про убийств = 86; Рема, писал: "Так первая жертва освятила кровью основание этого город = 72;" (1.1.8). Такого рода жертвы были известны и у греков,  (Аполодор  1.8.1)  и  у евреев (3 Цар.16.34).=

     С другой стороны,  противостl= 6;яние Каина и Авеля  отражает д = 88;евнюю     вражду     между    оседлыми    земле= дельцами    и кочевникамl= 0;-скотоводам&#= 1080;.  Социальнаn= 3; психология давно обратила внимание на то, что разли&#= 1095;ные социальные группы, так или иначе ко= 085;тактирующи&= #1077; между собой стремятся  символичеl= 9;ки подчеркнутn= 0; свое отличи = 77;. "Именно противопосm= 0;авление своей общно = 89;ти другой всегда способствоk= 4;ало фиксации и активному  закрепленl= 0;ю  своих этнических отличий и те= 084; самым – скреплению общности" (Поршнев Б.Ф.  Социальнаn= 3; психология = 80; история"  М.1966  с.95).  Такими символами  в  древности  могли= ;  быть татуировка или надрезы на теле, или украшения. Знак, коим го&#= 1089;подь отметил Каина, возможно являлся  общеплемеl= 5;ной  принадлежl= 5;остью  евреев,  а затем стал о= 090;личительны&= #1084;  знаком  проро= ;ков,  у  остальных  знако= ;м   стали филактерии (см.  Иl= 9;х.13.9,16; Втор.6.8,11.18; Захария.13.4-6).

      Возвращаяl= 9;ь к истории Ромула и  Рема,  я  хочу  обрат= ;ить внимание  на  ее  вариант,  изложенныl= 1;  Титом= ;  Ливием (Римская История):  разбойникl= 0;,  у которых Рем = 086;тбил скот, обвинили ег = 86; самого=   в  угоне=   этого=   скота=   и  отдали в руки царя.  Ромул= ;, вооружив оседлых пастухов  отпра= ;вился  выручать  своего  брата (1.5.4).  Не  является  ли  этот  эпизод  реминисцеl= 5;цией более древнего   представлk= 7;ния   где   Ромул   представлn= 3;л   осед= лое население, а Рем - кочевое? =

        =             &nb= sp;        *  *  *

        Эта же   тема=    сост= авляет  сюжет= ;  шумерскогl= 6;  мифа  о боге-пастух = 77; Думмузи и  боге-земле = 76;ельце  Энкимду,  в  котором каждый   из  них  превозносl= 0;т  плоды= ;  своего  труда,  стара= ;ясь заслужить любовь Инанны,  богин= ;и плодородия,  плотской любви и распри.  Бог  солнца  Уту уговариваеm= 0; свою сестру Инанну выйт = 80; замуж за  пастуха,  но  та  предпочитk= 2;ет  землепашцk= 2;.  Энкимду однако=   отказываеm= 0;ся от возлюбленнl= 6;й в пользу Думмузи и Ин= 072;нна выходит замуж за пастуха.  (Причl= 0;на отказа Энкимду не ясны – в текс&#= 1090;е  лакуна.  Возможно бог-земледе = 83;ец предвидел судьбу мужа Инанны).   Действитеl= 3;ьно,   спустя   какое-то   время   Инан= на оказываетсn= 3;  в  подземном  мире  и в жертву за себя предла = 75;ает своего мужа,  которого туда уносят демоны ("От  начала  начал= ;" СПб  1997,  тексты  на  с.  127,  139).  В той же книге (с.74) приводится спор между богинями Ашан -Зерном и Лахар -Овцо&#= 1081;. Ашан -Зерно  хвалится  тем,  что  является  "подд= ержкой соседства и дружбы,  прими= ;ряет соседей в ссоре" (очевидно в виде пива),  и укоряет Овц = 91;,  которая живет в пустыне,  где "скорпионы, змеи, разбойные люди".

     В этих  &n= bsp; "перебранк= ;ах"    проявляетl= 9;я    сут&= #1100;   проблемы взаимоотноm= 6;ения оседлых земледельцk= 7;в и  кочевникоk= 4;.  Последние для   земледельm= 4;ев  представлn= 3;ли  не  меньш= ;ую  опасность,  чем стихийные бедствия,  что хорошо видн = 86; из Книги Иисуса Навина и пер= 074;ых глав Книги Судей.

        =             &nb= sp;        *  *  *

     Рассмотриl= 4; еще одну мифическую пару: Озирис и его младши= 081; брат-близне = 94; Сет.

     Се&#= 1090; родился  необычным  образом    он  прорвал бо = 82; своей матери.  Осирис ста = 83; царем Египта,  научил  людей= ;  земледелиn= 2;, садоводствm= 1; и виноградарl= 9;тву.  Желая править вместо,  Осириса, Се= 090; убивает своего брата.  Для этого о= 085; изготавливk= 2;ет саркофаг и  уговариваk= 7;т  брата "примерить" его.  Осирис ложится в ящик, после чего Сет и его помощни = 82;и закрывают ящик и бросают  его в = 74;оды Нила.  Исиде, жене (и сестре) Осириса удается его найти и оживить,  но он остается в подземном царстве.  Сын Осириса Гор вступает  в борьбу с Сет= 086;м за царский престол и по= 073;еждает его. Правящий  фараон  считался  Гором,  в  то  время,  как  Осири= ;с символизирl= 6;вал   умершего.   В   то  же  время= ;  Осирис    бог производитk= 7;льных сил природы,  сотворившl= 0;й  "ячмень  и  полбу= ;, чтобы  питать  богов= ;  и  скот"= .  Осирис  – зерl= 5;о – "Я живу как зерно,  расту как зерно.  Я –  ячмень".(Ма = 90;ье  М.Э.  Избранные труды по мифологии и идеологии древнего Египта М.1996. с.195 и сл.).

   =   Если Осири = 89; представляk= 7;т благодетелn= 0;ную и упорядочивk= 2;ющую силу,  то его противник Сет – становится  вопло= ;щением  всякого зла  –=   кочев= ;ников,  злонамереl= 5;ных  людей= ;  и людей рыжих,  ибо красноватыl= 1;   цвет=    пустыни   был   отличителn= 0;ным   признаком последоватk= 7;лей Сета (Корост= 086;вцев М.А. Религия древнего Египта. М.1976. с.44).

   =   Плутарх сообщает,  что  Тифон= ;  (так о = 85; называет Сета) был красный  или  рыжий= ;  (25,30).  Это  указа= ;ние  роднит  Сета   с библейским  Исавом,  котор= ;ому  было  дано  прозвание  "Едом= " - красный.(Быт.25= .25).  Плута= ;рх слышал,  что  после= ;  сражения  с Гором Тифон-Сет " семь дней спасался бегством на осле, спасся и стал  отцом=   Иерусалимk= 2;  и  Иудея"  (31).  Очевидно,  что  его египетские  информатоl= 8;ы  спутали Исава и Иакова.  Связь Сета с ослом не ограничиваk= 7;тся этим эпизод = 86;м,  в  древнем  Египт= ;е  он рисовался с головой осл = 72;. До появлени = 03; в этом регионе верховой лошади (9-й в.  до н.э.)  кочевники  передвигаl= 3;ись  на  ослах= ;. Ангел  Господень  предсказыk= 4;ает  Агари= ;,  что  ее  сын (Измаил) "буд= 077;т  между= ;  людьми  как  дикий= ;  осел"=    (16.12)..   Шифман, комментируn= 3;  этот l= 9;тих пишет "дикиl= 1; осел – олице= 090;ворение жизни вне цивилизациl= 0;".

        =             &nb= sp;        * * *

     В 7-6 в.  до н.э.  нk= 2; территории Бактрии  возникла  новая религия  – зороастризl= 4; (учение Зара= 090;уштры),  с яркl= 6; выраженным дуализмом,  который  постулируk= 7;т  существовk= 2;ние  двух   начал, доброго  и  злого,  их  взаимная  борьба  и сосm= 0;авляет мировую историю.   Ахура-Мазд = 72;   (Ормазд)        "Го&#= 1089;подь    Мудрый", представляn= 2;щий  доброе  начало  – могm= 1;ч,  но не всесилен.  Ему противостоl= 0;т  Анхра-Мань = 02;  (Ахриl= 4;ан)    "Злой=   Дух".   Учение Зар = 72;туштры    представлn= 3;ло    дов&= #1086;льно    сложное   отвлеченнl= 6;е построение,  миром управляют н = 77; божества в языческом смысле, а некие    отвлеченнm= 9;е    сущности,    что<= span style=3D'mso-spacerun:yes'>   видно   по   именам представитk= 7;лей, как доброго, так и злого пантеонов, однако при этом  Зарат= уштра все-таки не может избеж = 72;ть идеи близнечносm= 0;и.

     "Два первобытныm= 3;   духа= ,   два   близнеца,    в    начале превозгласl= 0;ли  от  себя  чистое  и  нечистое  мыслей,  речей и поступков&quo= t;  (Авеста.СПб.  1997).  В   зерванистl= 9;ком   вари= анте появлению  Ормазда  и Арихмана предшествоk= 4;ал Зерван (Зурван) – время.  Узнав, что у него будет два сына, Зерван поклялся, чт= 086; отдаст=   власть первому.  Об этой клятве узнал Ормузд,  который должен был родиться первым,  и по  простодушl= 0;ю  расск= ;азал  это Арихману,  тогда= ;  тот  разорвал  бок отца и первы= 084; появился на свет. Зерван= 091; пришлось отдать мир н= 072; 10000 лет злому духу (Там же. с.440).

     Социальноk= 7; содержание идеологии Заратуштры  заключалоl= 9;ь в политичес = 82;ом   объединенl= 0;и   осед= лого  населения  под  сильн= ;ой властью для  борьбы с  соседями-к = 86;чевниками,  с  их  посто= ;янными  набегами, грабежами и угоном скот = 72;. "Когда же, о Мазда, вмест= 077; с Правдой и Властью придет Мир,  дарующий д = 86;брую жизнь и  пастбища?  Кто дk= 2;ст  нам покой от кровожадныm= 3; приверженцk= 7;в Лжи?  Пусть заво = 02;т убийцы и губители от деяний доброго пра = 74;ителя!  Пусть это даст покой  оседлым  родам!" – обращается Заратустра = 82; Ахуре-Мазде. "Кто  хлеб  возделываk= 7;т,  тот  возде= ;лывает  Истину.  Тот  веру маздаянийсl= 2;ую   вперед   продвигаеm= 0;,   умножает   ее   сотнями поселений,  тысячью укреплений,  мириадам молитв". (Авеста. с. 11,90).

     Если Ахура-Мазда  создает  прекраснуn= 2;  родину   ариев   с благодатноl= 1; рекой, то Анх&#= 1088;а-Манью в противове = 89; этому сотворяет там продолж = 80;тельную зиму и рыжеватого (= 074; др.  пер. "красн = 86;го") дракона  (Авеста  с.70  и  сл.).  Красный  драко= ;н  появится  в Апокалипсиl= 9;е уже в образе дьявола (Откр.12.3,7-9).

     Ещ&#= 1077; одна близнечная пара,  имеющая свое происхождеl= 5;ие еще в дозоро= 072;стрийской мифологии Ирана это Йима - Спитью&#= 1088;а. Йима – герой-цивил = 80;затор, податель земных благ. Спитьюра со = 74;местно со змеем Дахакой,  ассоциироk= 4;авшимся  с  кочевникаl= 4;и,  убивает (распиливае = 90; живым) своег= 086; брата. (Авеста. с.75).

        =             &nb= sp;        *  *  *

     Финикийцы были  ближайшимl= 0; соседями израильтян.  Сами они называл = 80; свою страну Ханааном.  Знанием финикийскоl= 1;  мифол= ;огии мы   в<= span style=3D'mso-spacerun:yes'>   значительl= 5;ой   степени   обязаны   финикийцу  Филону, ссылавшемуl= 9;я на Санхунйатоl= 5;а,  жившего во  II  тысячелетl= 0;и  до н.э., который упо = 84;инается и в других античных источниках.

     Филон сообщает чт = 86; от гор,  расположеl= 5;ных  на  территориl= 0; Финикии родился Шамемрум (Высокое Неб= 086;).  "Он поселился в Тире и изобрел шал = 72;ши,  строя их из тростника,  лоз и папируса.  Он воевал со своим брато = 84; Усоем;  этот первы = 81; придумал пр = 80;крывать тело кожами животных,  которыми о = 85;  овладевал  силою...  Усой, взяв дерево = 080; обрубив ветви, первы= 081; осмелился пустится в море; он посвятил дв = 77; стелы – Огню и Ветру,  поклонялсn= 3; им и  делал возлияния и = 79; крови животных,  которых он ловил".=   (Финикийск = 72;я мифология.  СПб.1999 с.73).  Им&#= 1103; Усой давно о= 090;ождествляе&= #1090;ся  с именем библейскогl= 6; Исава.  Финикийскk= 2;я транскрипцl= 0;я имени Усой такая же,  как и библейская.  Оба они охотник = 80; и  враждуют  со своими братьями. (Там же. с.91).

     Объединенl= 0;е в  одном   персонаже   охотн= ика   и   первого мореплаватk= 7;ля  не  должно нас удивлять.  С появлением оседлого ск = 86;товодства место кочевника-с = 82;отовода занимает  разбойник или охотник.  Жизнь= ;  кочевого  ското= ;вода  мало  чем  отлич= ;ается от охотника.  Этолог  Л,М.  Баскин,  изучаювшиl= 1;   стадную   жизнь северных  оленей,  как  домашних  так  и  диких= ;  делае= ;т вывод: "Дрвние охотники следовали з = 72; стадами.  наблюдая з = 72; поведением = 78;ивотных   они  учились  приенять  результатm= 9;  наблюдениl= 1;  для управления движением  зверей  на  местн= ;ости,  изуча= ;ли  стадное поведение  и его значение дл = 03; удержания животных в определеннl= 6;м районе" ("Природа"  N7.1970.  с.83).  Таким= ;  образом  охотники постепенно превращалиl= 9;ь в кочевых скотоводов.

     Дл&#= 1103; приморских  оседлых  жителей  пираты  были  такой= ;  же стl= 8;ашной  бедой,  как  и кочk= 7;вники.  Вспомним набеги викингов, им= 077;вшие  место= ;  уже  в  средние  века.  Кстат= ;и,  в  одной= ;   из скандинавсl= 2;их баллад герой,  узнав, что ему суждено умереть от своего коня  (мотиk= 4;  песни= ;  о  Вещем= ;  Олеге)  говорит  :=   "Если Блаккена  мне  не  седлать,  придется тогда парус = 72; поднимать". = 45;стественно,<= span style=3D'mso-spacerun:yes'>  пиратами становилисn= 0; вовсе не кочевые скотоводы, они  же  охотники,  но у оседлого бе = 88;егового населения эти две категории прочно ассоциироаk= 4;лись.  У Филона Усой = 211;  основателn= 0; колонии  остро= ;вного  Тира:  пираты  предпочитk= 2;ли  селиться  на островах (позже Тир включал в се= 073;я как  остров,  так  и  часть материковоl= 1; территории). 

        =             &nb= sp;        *  *  *

     Обратимся снова к Бытию. Кроме рассказа пр = 86; Каина и Авел= 103; в  нем=   есть  еще два повествоваl= 5;ия о сопернича = 02;щих близнецах: это Иаков - Исав,  и Фарес - Зара.  О последни = 93; двух  известно следующее    "Во время родов показалась рука одного;  и взяl= 3;а повивальнаn= 3; бабка и  навязала  ему  на  руку  красн= ;ую  нить  и сказала:  "Этот= выйдет первый".  Но он возвратил руку свою;  и вот вышел брат его. Потом вы  шел брат его с красной нитью на  руке"=   (38.28-30)  .=   На  сем повествоваl= 5;ие  об  этих  близнецах кончается.  Это либо другой вариант одного из уж= 077; упомянутых, либо начало неизвестноk= 5;о нам мифа.

     Рассказ пр = 86; отношения Иакова и Иса= 074;а более интересен. Еще в  утробе  матери  они  "стали битn= 0;ся".  Первым вышел красный, весь,  как кожа (шкура),&nbs= p; косматый и = 085;арекли ему имя:  "Исав". Потом  вышел=   брат  его,  держась  рукою своею за пят= 091; Исава и наречено ему  было  имя:  "Иаков"  .=   И  стал  Исав  человеком искусным в звероловстk= 4;е,  человеком полей; а Иаков – человеком кротким, живущим в шатрах. Исаа= 082; (их отец) любил Исава, потому что  дичь  его  была k= 7;му по вкусу его,  а Ревека (мать) любила Иакова.  Иаков= ;  варил= ;  кушанье  из  чечевицы,  а  Исав  пришел голодный с охоты и сказал:  "Дай мне поесть красного, красного этого,  ибо я  устал".  От  сего  дано  ему  прозвание  "Едом= " (красный).  За  чечив= ;ичную  похлебку  Исаак= ;  покупает у своего брат = 72; первородстk= 4;о (25.22-34).

     Через много  лет  Исаак=   посылает  своего  сына на охоту: "Налови мне дичи и приготовь кушанье,  которое я люблю", чтоб = 99; благословиl= 3;а тебя душа моя,  прежде,  нежели я умру".  Старший сы = 85; отправляет&= #1089;я на  охоту,  а  Ревекка  уговариваk= 7;т  младшего совершить   подлог   и   обманным   путем   получит  отцовское благословлk= 7;ние. Она велит сыну принести из стада козля = 90; и сама готовит кушанье.  Затем он с матерью обманывают Исаака и Иаков получ = 72;ет благословеl= 5;ие. (27.1-27)

     Очевидно, что  отношение  Иаков= ;    Исаав= ;  это  оппозиция "человек кроткий" – "охотник",  а так же "растительн= ;ая пища" – "мясная пища". (Исав даже не знае= 090; названия блюда из чечевицы, а Иаков не может приго = 90;овить мясную пищу).  Самое= ;  интересноk= 7;, что   Исаак   думая,   что   он  благословl= 3;яет  Исава= ;-охотника произносит:  "Вот запах от  моего= ;  сына,  как  запах= ;  от  поля полного  (Последнее  слово= ;  есть k= 4; Септуагинтk= 7; и отсутствуеm= 0; в масоретск = 86;м  тексте.  Шифман  переводитn= 0;   "поля   урожайногl= 6;" ("Пятикнижиk= 7; моисеево").  От Иаакова действителn= 0;но пахло духом "поля урожайного"= ;,  ибо ранее сообщается:  "И сея= ;л Иаков в той земле и получил в то= 090; год ячменя в= 086; сто крат:  так благословиl= 3; его Господь&quo= t; (26.12 и сл).  И дает ему благословеl= 5;ие отнюдь не как  охотнику:  Да  даст  тебе  Бог оm= 0; росы небесной и о= 090; тука земли,  и множество хлеба и вина"  (27.28).  Согласно  Мидрашу борьба   между   Иаковом  и  Исавом  шла  за  обладание  миром (Штернберг с.13= 9).

     На некоторых    островах    Полинезии   записан   миф   о богах-близн = 77;цах Тангароа и Ронго. Тангароо должен был родиться первым,  но Ронго опередил его.  Ратеа (их отец) хотел сделать Тангароо господином  вселенной,  но  их  мать  Пане  заставила большую  часть= ;  мира  (все  кроме= ;  красного)  перед= ;ать  Ронго= ;. Обиженный Тангароо уехал, оставив остров под властью громовика Ронго. Светловолоl= 9;ые люди – дети Тангароо, темноволосm= 9;е – дети Ронго.  (Золотарев А.М. Родовой строй и первобытнаn= 3; мифология. с.12= 8). В этом расск= 072;зе столь много совпадений = 89; ветхозаветl= 5;ым мифом,  что  не   приходитсn= 3;   сомневатьl= 9;я   в   заим= ствовании большинствk= 2;  деталей  оттуда  (библейски = 77; сведения островитянk= 7; могли получить от миссионероk= 4;).  Почему симпатии  расск= ;азчиков оказываютсn= 3;  на  сторо= ;не  Тангароо-И = 89;ава  не  совсем  понятно. Возможно  это  было  связано  с   воспоминаl= 5;иями   об   удалых мореходных экспедицияm= 3;.

        =             &nb= sp;         *  *  *

     Близнечныk= 7; мифы,  &= nbsp; независимl= 6;   от   психологиm= 5;еских   и историческl= 0;х причин их происхождеl= 5;ия отражали  тот  факт,  что племенные  общно= сти,  говорящие  на  сходных  языках,  имевш= ;ие сходные  обычаи  и   верования   оказывалиl= 9;ь   во   враждебныm= 3; отношениях.  Это  хорошо  видно= ;  и  на семитском и на иранском материале – основными  врагами  мадзянистl= 9;кой  веры  в  Авесте объявляютсn= 3;    туран= цы    (ираноязыч = 85;ые   племена   скифов   и мас= ;сагетов).

      Древнегреm= 5;еская традиция  тоже  знает= ;  близнечныk= 7;  мифы, однако в эти= 093; мифах брать = 03; чаще  сотрудничk= 2;ют,  чем  враждуют. Объясняетсn= 3;  это, н = 72; мой взгляд,  тем,  что оседлым грекам не противостоn= 3;ли этнически близкие им кочевые нар = 86;ды.

     Рассматриk= 4;ая различные   варианты  близнечноk= 5;о  мифа,  мы видим, что от частного случая прот = 80;востояния оседлых и кочевых народов  миф  приближаеm= 0;ся к построени = 02; дуалистичеl= 9;кой картины мира.  Уже на в египетском варианте  благодетеl= 3;ьному  божеству Озирису   противостl= 6;ит   Сет,  как  носит= ;ель  всяческогl= 6;  зла. Наиболее стройную систему создал Заратуштра, систему в которой Добро  и  Зло являют = 89;я равными по силе врагам = 80; и партнерам = 80; по созданию мира и его истории. 

        =             &nb= sp;

Апрель 1992 - июль 1996 - декабрь 1998 - ма = 81; 2003..

------=_NextPart_01C65289.F3B1C9B0 Content-Location: file:///C:/2682B073/bib3.files/header.htm Content-Transfer-Encoding: quoted-printable Content-Type: text/html; charset="us-ascii"





PAGE=   1

 

PAGE=   16

 

------=_NextPart_01C65289.F3B1C9B0 Content-Location: file:///C:/2682B073/bib3.files/filelist.xml Content-Transfer-Encoding: quoted-printable Content-Type: text/xml; charset="utf-8" ------=_NextPart_01C65289.F3B1C9B0--