MIME-Version: 1.0 Content-Type: multipart/related; boundary="----=_NextPart_01C65289.A2796620" Данный документ является веб-страницей в одном файле, также называемой файлом веб-архива. Если вы видите это сообщение, значит данный обозреватель или редактор не поддерживает файлы веб-архива. Загрузите обозреватель, поддерживающий веб-архивы, например Microsoft Internet Explorer. ------=_NextPart_01C65289.A2796620 Content-Location: file:///C:/D0A24113/games.htm Content-Transfer-Encoding: quoted-printable Content-Type: text/html; charset="us-ascii" Игра

        =             &nb= sp;  Взрослые игры

 

        =             &nb= sp;            =             &nb= sp;            =             &nb= sp;   «Еще волну = 02;тся живые голос = 72;

        =             &nb= sp;            =             &nb= sp;            =    О сладкой вольности гражданствk= 2;!»        =             &nb= sp;            =             &nb= sp;            =     

        =             &nb= sp;            =             &nb= sp;            =    Но жертвы н= 077; хотят слепы = 77; небеса:

           =             &nb= sp;            =             &nb= sp;            = Вернее труд и посто= 103;нство».

 

        =             &nb= sp;            =             &nb= sp;            =             &nb= sp;            =        О. Мандельштаl= 4;.

 

Вся&= #1082;ий человек ставит пере = 76; собой те или иные цели. Вопрос о том, почему для одного высшими ценностями = 03;вляются: свобода, равенство и братство, а у &= #1076;ругих эти ценност = 80; вызывают ненависть, м= 099; оставим в стороне. В любом случа = 77; человек оце = 85;ивает свою позици = 02; как само собой разум = 77;ющуюся.        =         

Но какие бы цел= 080; человек перед собой не ставил, обитая в мир= 077;, подчиненноl= 4; причинностl= 0;, он должен выбирать соответствm= 1;ющие средства, которые под = 76;аются рациональнl= 6;му анализу.

        =     Движение общества в том или ином направлениl= 0; зависит от того, наскол= 100;ко его члены могут себе представитn= 0; последствиn= 3; тех или иных своих действий. Знаменитый лозунг – «це= 083;ь оправдываеm= 0; средства» –  абсурден. Средс= 090;ва опред= ;еляют результат, как причины  определяюm= 0; следствия. Ч= 072;ще всего этим иезуитским лозунгом оперирует т = 77;, кто стремится к совершенно иным целям, нежели они декларируюm= 0;.

Конечн= ;о, людям не дан= 086; всеведение R= 11; некоторые стратегии могут оказаться  ошибо= ;чными и привести вовсе не к ожидаемым  результатk= 2;м, но рационал = 00;но мыслящий человек способен учиться на ошибках, своих и чужих. Лучши= 084; примером та = 82;ой способностl= 0; к обучению служат итог = 80; Второй Мировой войны – побежденныk= 7; не только не были унижен = 99; и ограблены, как это было сделано в 1919 г. = 211; страны-побе = 76;ительницы помогли им встать на ноги. Экономичесl= 2;ую конкуренциn= 2; окрепших Японии и Германии победители прагматичеl= 9;ки посчитали для себя меньшим зло = 84;, чем рост реваншистсl= 2;их настроений = 91; тех, кто потерпел поражение.=

        =   Второй пример являет собо = 81; деятельносm= 0;ь М.Л.Кинга. Вместо террора, пре= 076;лагавшегос&= #1103; крайними чернокожимl= 0; расистами, Кинг организоваl= 3; кампанию гражданскоk= 5;о неповиновеl= 5;ия, которая вызвала вол = 85;у сочувствия = 80; уважения общества к афроамерикk= 2;нцам. Именно рациональнl= 6;-прагматиче&#= 1089;кое поведение с = 74;ойственно значительнl= 6;й части того общества, в котором на деле реализуютсn= 3; демократичk= 7;ские свободы.

        =     Прагматичk= 7;ское    мышление    оценивает   стра= тегии, ориентируяl= 9;ь  на  силу 

мотивац= ;ий  и   внешние   усло= вия.  Этими условиями  опред= ;еляется  длина= ;  стратегии  - количество шагов,  лишенных непосредстk= 4;енного подкрепленl= 0;я. Прагматичеl= 9;кие     стратегии "благоустра= ;ивают" будущее, – они включаю = 90; ряд действи = 81;, непосредстk= 4;енно не связанны = 93; с положител = 00;ным подкрепленl= 0;ем, (некоторые этапы таких стратегий   могут   быть связаны даж = 77; с подкрепле = 85;ием отрицательl= 5;ым).

Пчеле «нравится» строить сот = 99;, кошке «нрав = 80;тся» подстерегаm= 0;ь и ловить мышей – она б&#= 1091;дет охотиться или бегать з= 072; клубком даж = 77; когда сыта.  Только  взрослый человек может ради желанной цели делать = 095;то-либо не приносящее сиюминутноk= 5;о удовольствl= 0;я. Это можно назвать отчуждениеl= 4;, а можно говорить об ответственl= 5;ости. По сути свое= 081; это две стороны одной медал = 80;.

Понятие «свобода» отличается от понятия «= 074;оля» тем,  что свободный человек берет на себ= 103; ответственl= 5;ость за последствиn= 3; своих дейст = 74;ий, ибо способе = 85; понять, что в противном случае он станет рабо = 84; случая, страстей и, в конечном итоге, тех циников, которые впо = 83;не рациональнl= 6; строят свои стратегии, д= 086;биваясь власти и личных удобств.

        =    Волю человек реализует в = 093;удожествен&= #1085;ом творчестве = 80; чаще всего в игре. Поскольку понятие «игра» достаточно многозначнl= 6;, договоримсn= 3;, что нас буду= 090; интересоваm= 0;ь игры, не ограниченнm= 9;е сценой, стад= 080;оном или игорным столом.

        =     «Главным фактором в развитии игровой деятельносm= 0;и является не = 089;одержание и не цель, а проце= 089;суальность<= /i>; содержание = 80; целенаправl= 3;енность составляют лишь внешню = 02; форму игрового процесса, но не его внутреннее существо». (Басов М.Я. Общ= ие основы педа = 75;огики. М.Л. 1931. с. 344).. «Деятельноl= 9;ть, которая сна = 73;жена функционалn= 0;ным удовольствl= 0;ем и непо= ;средственн = 86; им или ради него поддер = 78;ивается, мы назовем игрой, независимо от того, что о&= #1085;а кроме того делает и в какой целесообраk= 9;ной связи состоит». (Бюллер К. Духовное развитие ребенка. М. 1924. с. 508).

Нек&= #1086;торые философы ХХ в. предлагал= 080; определять игру,  противопоl= 3;агая ее не серьез= 085;ости, а насилию. Еще в 1938 г. в духовном пр = 86;тивоборств&#= 1077; с идеологие = 81; тоталитариk= 9;ма Хейзинга  создает свою универсальl= 5;ую концепцию культуры ка = 82; свободной и честной игр = 99; («Человек играющий»), а Г. Гессе пишет филос = 86;фскую утопию «Игр = 72; в бисер». (Словарь «Со= 074;ременная западная философия» М.1991).

 Возмо= жно поэтому после двух мировых вой = 85;, в середине XX в. в разных странах на смену тради = 94;ионной волшебной сказке стал = 80; почти одновременl= 5;о появляться сказки, где герой так и остается ребенком, а все его приключениn= 3; сводятся к игре, безопасной = 80; для него, и для окружающих. («Вини Пух», «Питер Пэн», &l= aquo;Малыш и Карлсон», «Приключенl= 0;я Незнайки»). (Волшебную сказку=   В. Пропп определял, как отголосок архаическиm= 3; юношеских и = 85;ициаций, превращающl= 0;х  ребенка в м= 091;жчину-воина. Такую же рол= 100; играет и ее позднейший аналог – приключенчk= 7;ская литература («Остров сокровищ», «Капитанскk= 2;я дочка»).

Точ&= #1082;а зрения, согл= 072;сно которой игр = 72; противопосm= 0;авлена насилию, кажется мне довольно странной. Ис= 090;ория насилия, как средства борьбы за ли= 076;ерство, самку, территорию или способа преодолениn= 3; собственноk= 5;о психологичk= 7;ского дискомфортk= 2; (фрустрации) гораздо старше исто = 88;ии существоваl= 5;ия вида homo  sapiens. При этом у видов, предш= 077;ствовавших<= span style=3D'mso-spacerun:yes'>  человеку, н= 077; было другог = 86; оружия, кром= 077; зубов и когтей. Собственнаn= 3; агрессивноl= 9;ть может доставлять человеку удовольствl= 0;е,  но человечестk= 4;у агрессивныk= 7; игры ничего хорошего не = 087;риносили.

В отличие от примитивныm= 3; эмоций, нравственнl= 6;сть – явление чисто человеческl= 6;е, социальное. «Золотое правило» морали гласит: «Пос= 090;упай с другими так, как хочешь, чтоб= 099; поступали с тобой, «поступай так, чтобы ты всегда отно = 89;ился к человечестk= 4;у в лице всякого дру = 75;ого, как к цели и никогда не относился б = 99; к нему тольк= 086; как к средству». Любому поступку пр = 77;дшествует мысль:  «Как я хочу, чтобы в данной ситуации поступили с = 86; мной?». Игров&#= 1086;е отношение к жизни, при котором деятельносm= 0;ь в первую очередь стимулируеm= 0;ся самим  проце= ссом и средствам = 80;, и в последню= 102; – целями, превращает этого «всякого др = 91;гого» только в средство развлечениn= 3;. Поэтому Ф.Шиллер, видя в игре наслаждениk= 7;, свободное как от внутреннегl= 6;, так и от внешнего пр = 80;нуждения, в том числе и от нравственнl= 6;го императива, совершенно справедливl= 6; утверждал, ч= 090;о «в добре и совершенстk= 4;е человек проявляет с = 74;ою серьезностn= 0;». («Письма об эстет.  воспитаниl= 0;» 15).

Реб&= #1077;нок застраховаl= 5; от внешнего мира взросл = 99;ми, которые берут на себ= 103; ответ= ;ственность за его судьбу, обеспечиваn= 2;т его всем необходимыl= 4;, ограждают о = 90; опасностей. (В послевоеннl= 6;е время бесконтролn= 0;ная игра детей с боеприпасаl= 4;и зачастую приводила к трагическиl= 4; последствиn= 3;м, как для игра= 074;ших, так и для окружающих). Входя в реал= 100;ный, мир ребенок постепенно осознает вс = 02; его сложнос = 90;ь и необходимоl= 9;ть своей ответствен= 085;ости, в чем ему помогают родители, учителя, воо= 073;ще взрослые.  Инициация так же предп= 086;лагала превращениk= 7; безответноk= 5;о ребенка в человека, ответственl= 5;ого за судьбу гр= 091;ппы.

Сег&= #1086;дняшний мир многократнl= 6; сложнее тог = 86; архаичного мира, в котором рождалась волшебная сказка. Игра и рациональнk= 2;я деятельносm= 0;ь протекают в разных мира = 93;. «Игра прина = 76;лежит к миру грез, миру неудовлетвl= 6;ряемых в реальном мире желани = 81;, миру «неисчерпаk= 7;мых возможностk= 7;й». Этот мир и есть настоя = 97;ая реальность для ребенка, во всяком случае, этот мир не менее реален, чем другой – мир принуждениn= 3;, мир постоянных свойств предметов, м= 080;р причинност= ;и – мир взрослых». (Ж. Пиаже. Речь и мышление ре = 73;енка. М. 1932. с. 402).

В этой связи с миром игры совпадает мир сказки, в котором «логика повествоваl= 5;ия не совпадае = 90; с логикой причнно-сле = 76;ственного мышления» (Пропп В.Я. «Фольклор и действителn= 0;ность» М. 1976. с.98). Сказочному дураку прос = 90;о везет (как в сказке «По щучьему веленью»). И он  начинает давить наро = 76; своей самох = 86;дной печкой, не задумываясn= 0; о том, что дел&= #1072;ет.

Нек&= #1086;торые люди, не умея справиться со всей слож= 085;остью этого реального мира, предпо= 095;итают оставаться «несовершеl= 5;нолетними».

Еще Э. Кант писал: «Несовершеl= 5;нолетие есть неспос = 86;бность пользоватьl= 9;я своим рассу = 76;ком без руководствk= 2; со стороны кого-нибудь другого.  Так удобно быть несовершенl= 5;олетним! Если у меня есть книга, мыслящая за меня, если у меня есть духовный пастырь, совесть которого может заменить мо = 02;, то мне нечег= 086; и утруждать себя». (Кант Э. М. 1964.т.6.с.27).

Мир игры – это мир, упрощенный до искажени = 03; В зависимостl= 0; от «духовного пастыря, мыс= 083;ящего за меня», в этом упрощенном мире все люд= 080; представляn= 2;тся одинаковымl= 0; до полной взаимозамеl= 5;еяемости или, наоборот, разделяютсn= 3; на элиту (избранных), и всех осталь = 85;ых –  навоз истории. Человек мыс = 83;ится абсолютно свободным, либо, наобор= 086;т, – «построеннm= 9;м» в стройные ряды армии, п&#= 1072;ртии, племени.

Мы, вообще, развеселая страна. Одни потехи ради голосуют за Жириновскоk= 5;о («во дает!»), др= ;угие из тех же соображениl= 1; смешивают нацистскую символику с большевистl= 9;кой, третьи… Рациональнm= 9;е решения при = 85;имать не просто. Ломать голову над критериями, по которым сравниваютl= 9;я люди, над кон&#= 1082;ретными ситуациями, = 074; которой они действуют, трудно. В таком сложном мир = 77; играть скуч = 85;о, а работать сложно. (Одна из героинь протестногl= 6; движения 60-х годов XX в., Ульрика Майнхоф,  в каком-то из свих интервью сказала: «Стрелять н = 72; полном ходу из машины, гораздо приятней, че= 084; целый день горбиться над пишущей машинкой»).

 В социологии такое отнош = 77;ние к реальност = 80; называется эскапизмом. = 069;скапизм  (от англ. «еscape» –  «спасатьсn= 3;») – это неприятие реального мира со всем= 080; его сложностямl= 0; и проблемам = 80;. «Спасение» осуществляk= 7;тся в виде  индивидуаl= 3;ьного или, чаще, группового разрыва с обществом. Проявленияl= 4;и коллективнl= 6;го эскапизма могут служи = 90;ь религиозныk= 7; секты и контркультm= 1;рные группы. Каждого такой социу = 84; использует = 90;олько такую системой символов и информацию, которая подтверждаk= 7;т их общую вер= 091; в созданный ими же «игрушечныl= 1;» мир.  <= /o:p>

Бул&= #1072;т  Окуджава, в= 089;поминая о своей юности, писал: «и горе тому, кто одернет не вовремя нас…».Уже говорилось, что людям не дано всеведение, это, однако, не означает, что мир абсолютно непознаваеl= 4;. С той или иной степенью вероятностl= 0; люди строят прогнозы и разрабатывk= 2;ют правильные стратегии. Именно прагматики (античные демократы)  предложилl= 0; максиму: «В споре рождается истина». Игр= 072; отличается от прагматичеl= 9;кой деятельносm= 0;и и тем, что первая социализирm= 1;ется посредствоl= 4; ритуа= 083;а, а вторая – в диску= 089;сии, обсуждении, диалоге (в то&#= 1084; числе и  внутреннеl= 4;).

По дорогам Испании еду = 90; Дон Кихот и Санчо ПансаR= 30; Дон Кихот играет в рыцаря, Санч= 086; тоже играет. Между ними  есть разница – ор= 091;женосец понимает, чт= 086; участвует в игре, а Дон Кихот думае = 90;, что делает дело. Когда рыцарь освобождаеm= 0; уголовникоk= 4; или заступаетсn= 3; за мальчика-си = 88;оту, которого избивает хозяин, Санч= 086; Панса спосо = 73;ен предусмотрk= 7;ть последствиn= 3;, а Дон Кихот о них даже и не думает.

По российским дорогам на коне по имен= 080; Пролетарскk= 2;я Сила с портретом Розы Люксенбург под шапкой (вспомним Дульсинею Тобосскую) путешествуk= 7;т герой платоновскl= 6;го «Чевенгура&raqu= o;, Копенкин («о= 085; уважал величествеl= 5;ное, если оно был= 086; бессмысленl= 5;о»). Герои «Чевенгура&raqu= o; с одинаково = 81; легкостью палили из пулемета по воронам, курицам и людям. Сами они были уничтожены теми, кто на их детской безшабашноl= 9;ти пришел к вла= 089;ти, а  Россия с этими играм = 80; не может разобратьсn= 3; до сих пор.

Гер&= #1086;й «Двенадцатl= 0; стульев» Ильфа и Петр= 086;ва слесарь Полесов, которого трудно было = 079;астать в мастерско = 81;, ибо он вечно бегал по Ста= 088;городу в поисках ка= 082;их-нибудь происшествl= 0;й. По подсказк = 77; Бендера Полесов организует «Союз меча и орала». «Он был настолько правым, что даже не знал, к какой партии принадлежиm= 0;». Впрочем, род= 080;сь Полесов несколько раньше, он безусловно примкнул бы = 082; крайне-левы = 84;.

«Кр&= #1072;йности сходятся» – впервые эта пословица зафиксировk= 2;на в «Мыслях» Б. Паскаля  1688 г. Дей= ;ствительно, правые=   и левые зачастую  оказываютl= 9;я единомышлеl= 5;никами. Это касаетс = 03; и отношения = 082; правовому государствm= 1;, рыночным отношениям = 80;, вообще, к зап&#= 1072;дной демократии, = 082; существоваl= 5;ию национальнm= 9;х государств = 80; к процессам глобализацl= 0;и.     

Без&= #1091;словно, ни одна теория не может быть в= 086;площена в жизнь идеально. Идеал принципиалn= 0;но недостижим. Он указывае = 90; скорее напр = 72;вление на цель, чем задает обра = 79; самой цели, и поэтому руководит человеком скорее как чувство верного направлениn= 3;, чем как ясны= 081; образ результата. (Э.Кант. Сочинения. т.3 с.352 М.1964). Это справедливl= 6; даже для физики (идеальный г= 072;з, идеальный кристалл – только гносеологиm= 5;еские абстракции). Позднее, анализируя = 94;ели и деятельносm= 0;ь социал-демо = 82;ратии эту же точку зрения высказал Э.Бернштейн = 074; кн. «Проблем= 099; социализма  и задk= 2;чи социал-демо = 82;ратии. (1898 г. русский пер. 1901 г.).   Социальныk= 7; взаимодейсm= 0;вия гораздо сложнее физических. Насколько т = 72; или иная реальность соответствm= 1;ет нашему идеа = 83;у, как построить стратегию приближениn= 3; к нему, какие побочные явления могут вызвать те и= 083;и иные действия?  Повторю – в таком сложн = 86;м мире играть скучно, а работать сложно .Этим и объясняетсn= 3; такое сходство между правы = 84; и левым экстремизмl= 6;м – чем сложне= 077; предложеннk= 2;я модель мира, тем большее раздражениk= 7; она вызывает и у тех и у других.

 Муссо= лини  не  скрывал, чт= 086; идею «парти = 80; нового типа»  (российско = 77; ноу-хау) он позаимствоk= 4;ал у Ленина. Ликвидация всех норм внутрипартl= 0;йной демократии, приспособлk= 7;ние партии к формам диктатуры действителn= 0;но придавали и = 84; новые черты. (см. П.Тольяти. «Лекции о фашизме. М.1974.с.79). Режимы, которые возникли на основе парт = 80;й, превращеннm= 9;х из «дискуссиоl= 5;ного клуба» в «боевой отряд», оказались достаточно = 89;ходными. Вожди знали, что они делают. Плат= 080;ли за это простаки. Не скрывал Мус = 89;олини и своего родства с анархо-синд = 80;калистом Ж. Сорелем.

 А.Гали= ;ч напоминал, «что  движенье направо начинается = 89; левой ноги» («Вальс, посвященныl= 1; уставу караульной службы»). 

Марек Новицкий,  польский  физик= ;-ядерщик, член независимоk= 5;о профсоюза « = 57;олидарност&#= 1100;» говорил: «То, чего я требую, долж= 085;о быть тем, что я хочу получить. Сначала я по= 090;ребую одну спичку. Может, мне удастся выи = 75;рать. Когда я выиграю эту спичку, я – победитель. Кто-то подумает: «Вот челове = 82;! Требовал спичку и получил ее». Тогда я потр= 077;бую 10 спичек. Если мне удастся их получить, то и власть смотрит на меня по-другому и люди оценивают выше: «Он добивается всего, чего хочет, можно «ставить» н = 72; него». Тогда я потребую коробку спичек. А когда выиграю ее, потребую спичечную фабрику. Но к тому времен = 80; я буду уже лидером движения, по= 090;ому  что люди будут идти за мной. А если бы я в самом начал = 77; вышел на площадь и ск= 072;зал: «Дайте мне спичечную фабрику!», то все смеялис = 00; бы над человеком, который выдвигает необосноваl= 5;ные требования&raqu= o;. Кстати, цити= 088;уемая статья («Карта». N38-40. 2004 г.) так и  озаглавлеl= 5;а – «Не силой, а = умом».

Чел&= #1086;веку играть необходимо, все мы время от времени играем. Но не плохо при этом помнит = 00;, что сказал Грибоедов устами Чацкого:

 

        =         Когда в делах – я от веселий прячусь,

        =         Когда дурачиться R= 11; дурачусь,=

        =         А смешиват = 00; два этих рем= 077;сла

        =         Есть тьма  искус= ;ников, я не из их числа.

 

Впр&= #1086;чем, ради дела можно и подурачитьl= 9;я, но при этом н&#= 1091;жно прежде продумать каков будет результат.=

 

        =             &nb= sp;            =   Ронкин В.Е.  10.12.2005.

 

------=_NextPart_01C65289.A2796620 Content-Location: file:///C:/D0A24113/games.files/header.htm Content-Transfer-Encoding: quoted-printable Content-Type: text/html; charset="us-ascii"





PAGE=  

 

PAGE=   1

 

------=_NextPart_01C65289.A2796620 Content-Location: file:///C:/D0A24113/games.files/filelist.xml Content-Transfer-Encoding: quoted-printable Content-Type: text/xml; charset="utf-8" ------=_NextPart_01C65289.A2796620--