ЛЕНИН И СТАЛИН

Валерий Ронкин

В течении всего сталинского периода истории России в ходу был лозунг, сочиненный Горьким: "Сталин - Это Ленин сегодня!". После ХХ съезда КПСС возобладала иная точка зрения. Партия, а вместе с ней и многие беспартийные многозначительно вздыхали: "Если бы был жив Ленин...".

После окончания хрущевской оттепели и власть и многие из диссидентов вернулись фактически к старому лозунгу.

Между тем еще Гегель как-то сказал, что "мыслить это значит видеть в сходном различное и в различном - сходное". Эту максиму я в очередной раз вспомнил, посмотрев фильм Е.А.Киселева "Самый человечный человек".

Киселев по сути вернулся к горьковскому лозунгу, сменив оценку деятельности того и другого на противоположную. Свой рассказ о Ленине он начинает с того, что пытается опровергнуть точку зрения, тех, кто противопоставляет эти две знаковые фигуры новейшей истории. Соответственно подбирается и материал.

Но даже подобранный материал сопротивляется авторскому замыслу. Среди десятков людей, окружавших Ленина, названных в тексте и тех, кого я смог идентифицировать по фотографиям, только трое: Микоян, Молотов и Каганович не были расстреляны Сталиным.

Мог ли Ленин организовать "дело врачей" и что сделал бы он с Макашовым, ежели услышал бы его выступление перед казаками? И вовсе не потому, что в нем была капля еврейской крови. Дзержинский поступил бы с Макашовым, да и его слушателями, кричавшими: "Любо!", точно так же - поставил бы их к стенке.

Ленин, знавший, что франко-прусская война привела к Парижской Коммуне, а Русско-Японская к революции 5-го года, выдвинул лозунг о превращении империалистической войны в войну гражданскую, но еще до начала войны большевистская фракция IV Думы голосовала против военных ассигнований, еще на съезде II Интернационала Ленин выступал против войны. Ленину не могли и в голову придти идеи славянского или, тем более, православного братства, , несмотря на то, что он был крещен. Между прочим, не Ленин крестился, а Ленина младенцем крестили. Это нельзя смешивать с тем, что некто сначала состоял в КПСС (не в октябрятах!), а после оттуда вышел. Ленин достаточно рано стал убежденным атеистом, это Сталин начал заигрывать с государственной религией - православием. Мне могут привести цифры уничтоженных при Сталине священников. Думаю они не многим будут отличаться от количества работников НКВД-МГБ, попавших в ту же мясорубку. Таков был сталинский метод ротации кадров, которые "решают все"

Ленин начал в больших масштабах использовать принудительный труд. Так еще в "Утопии" Томаса Мора грязные и тяжелые работы выполняла секта альтруистов, а поскольку таковых не хватало, то и преступники обращенные в рабство. Так то в выдуманной стране!

Действительно, отмена материальных стимулов деятельности, неминуемо влечет за собой возвращение к более архаичной системе внеэкономического принуждения. Осознав, что на альтруистов в ближайшее время рассчитывать не приходится, Ленин перешел к иной ("новой") экономической политике. А Сталин закрепостил крестьянство и миллионы людей отправил в концлагеря, на рабский, в самом прямом значении этого слова, труд.

Ленин был крайне левым фанатиком, Сталин - крайне правым диктатором. Впрочем, поскольку мы живем в зазеркалье, немудрено, что путаем лево и право. За 200 лет до российской Перестройки во французском Национальном Собрании слева сидели те, кто выступал за права человека, апеллировал к личности и прогрессу. Справа же сидели сторонники жесткой государственной власти, национального единства и уважения к традициям , внеэкономическим формам организации общества (т.е. к методам прямого насилия). С тех пор так и повелось. Большевики всерьез мечтали о полном отмирании государства, были искренними интернационалистами, надеялись в полной мере и немедленно осуществить девиз Великой Французской Революции: "Свобода, Равенство и Братство!" и поэтому были крайне левыми.

Сегодня модно говорить о несовместимости положений этой триады. Но демократические страны, потому и демократические, что умеют находить некий подвижный баланс между ними .Сегодня мы на опыте знаем, что эти идеалы нельзя осуществить немедленно и в полной мере. Мы должны понять, что фанатики в случае успеха неминуемо превращаются в палачей и сами становятся жертвами палачей циников, коим прокладывают дорогу.

Сегодняшние коммунисты являются крайне правыми, правее их, а может быть просто откровеннее, только Баркашов.

Их идея совместить преимущества капитализма с преимуществами социализма сводится к одному - все отдать государству, чтобы было вольготно воровать, как при социализме, а пользоваться наворованным, не таясь, как пользуются собственностью при капитализме.

Для того же, чтобы было чего воровать - восстановить ГУЛАГ, как фактор экономической политики (Селезнев уже мечтает о каторгах, на которых будут умирать заключенные).Методы любые - от гражданской до мировой войны. Деньги - кто бы ни дал, возьмут. Имено на эту часть ленинского наследия они и сегодня и претендуют.

Что касается целей, во имя которых Ленин готов был пойти на жертвы, кровь, моральные компромиссы, этого сегодняшним коммунистам не нужно.

Эти идеалы нужны демократии. Мы должны понимать и помнить, что общество, отвергающее идеалы интернационализма, свободы, равенства и братства неминуемо превращается в криминальную банду или в концлагерь. На эту часть ленинского наследия мы должны заслужить право.

23.4.1999 г.



Hosted by uCoz