ЛИСА — КУМА

Валерий Ронкин

Польский поэт Юлиан Тувим, характеризуя современное массовое сознание, писал:

Гуляют чинно, хотя бесцельно,
Глядят налево, потом — направо...
И все, что видят, для них отдельно:
Дом, лошадь, Стасек, забор, канава...

"Отдельное" виденье это — феномен нашего времени. В предшествовавшие эпохи массовое мифопоэтическое сознание исходило из всеобщей связанности и взаимного соответствия: мировые стихии, календарные отрезки, части света, минералы, металлы, животные, растения, части человеческого тела, пороки и добродетели и т.д. и т.п. — образовывали смысловые ряды, причем каждый элемент какого-либо ряда имел соответствие во всех остальных.

Сейчас у нас вошел в моду восточный 12-летний цикл, в котором каждому году соответствует какое-то животное: год тигра, год змеи... В китайском и японском календарях эти же соответствия распространяются и на месяцы. Издавна известные в Европе знаки Зодиака (круга животных) так же связывают со многими месяцами какое-либо животное.

Наиболее архаичным было деление года не на месяцы, а на сезоны. В древней Индии выделяли пять сезонов, каждому из которых соответствовало определенное животное: весне — коза, лету — овца, дождливому сезону корова, осени — лошадь, зиме — человек. [*1] В Китае весне соответствовал Голубой дракон, лету — Феникс, осени — Белый тигр, зиме — Черная черепаха. [*2] Нет нужд противопоставлять реально существующих животных (тигра и черепаху) — фантастическим (дракону и фениксу), во-первых, по тому, что древние китайцы были столь же уверены в их существовании, во-вторых, потому, что и реальные животные наделялись столь же фантастическими свойствами.

Анализируя русские народные сказки о животных, мне кажется, можно "вычислить" подобный же зооморфный сезонный код, характерный для восточных славян. Следует обратить внимание на то, что из всего многообразия животных, обитавших в зоне расселения восточных славян, в русской сказке наиболее часто упоминаются заяц, волк, медведь и лиса.

С лисы и начнем. (Сказки приводятся по сборнику А. Н. Афанасьева).

Лиса живет в ледяной избушке, весной, когда лед тает, она захватывает заячью — лубяную и не пускает в нее законного хозяина. Ни собакам, ни быку не удается восстановить справедливость. Заставляет лису уступить зайцу его законное место — петух, солнечная символика которого хорошо известна [**2] (14). "Презренной прозой говоря", зима не хочет уступать место весне, покуда ее не прогоняет солнышко.

Лиса приводит в деревню заблудившуюся Снегурочку (от помощи волка и медведя та отказывается) (34), примораживает волчий хвост (1-7), поедает запасы, припасенные волком на зиму (15-17). (Сравни пословицу: "Осень припасает, зима проедает"). Лиса не всегда боится петуха. в некоторых сказках она похищает его, обещая горошек, золотые яблочки или сани-самокатки (38). Лиса съедает солнышко в виде круглого и горячего колобка, что не удается зайцу, волку и медведю (36). Пока колобок докатился до лисы он достаточно остыл. ("Вот почему она рыжая — сказал мой, тогда еще, четырехлетний сын — сквозь нее солнышко просвечивает").

Лиса выступала в роли проводника в нижний мир и обратно. Лиса-кума. "Кума" — крестная мать, табуистическое название лихорадки, в языческой обрядности — семицкая березка. Лиса — повитуха, лекарка, исповедница, плачея (9-13, 15-17, 18, 21, 22 и др.).

Весенняя символика зайца прослеживается не только в сказках, но и в весеннем обрядовом фольклоре. В хороводных играх заинька предстает женихом, в песнях встречается мотив совокупления зайца с девушкой. При гаданиях (подблюдные песни, сны) заяц символизирует брак или блуд [*3]. Поговорка связывает зайца с солнцем: "солнечный зайчик".

С медведем в славянском фольклоре связаны календарные приметы: он ложится в берлогу в конце сентября, после осеннего равноденствия, выходит из нее — после весеннего. Существовало поверье, что на день зимнего солнцеворота (конец декабря), когда медведь переворачивается в берлоге, солнце поворачивается на лето [**3].

Волк. В уже упомянутых сказках он предстает символом осени. Ритуал переодевания в волчьи шкуры или хождение с чучелом волка у многих народов Европы (в том числе у южных и западных славян) приурочивался к осенне-зимнему сезону [**2].

Интересно отметить, что в наибольшей степени сезонный "зодиак" прослеживается в сказках о животных, наиболее архаичном пласте фольклора.

Мои заметки не претендуют ни на полноту, ни на строгую профессиональность. Их цель — обратить внимание специалистов на еще один аспект символики русских сказок.

PS. В одной духовном стихе я обратил внимание на то, что Иоанн Предтеча там назван — "Иван Патрикеч" [*4]. Как известно, о во многих сказках лиса именуется Патрикеевной. Возможно, это не случайное совпадение — языческим предшественником Иоана Предтечи был Купала — летнее божество. В мифологии многих народов божества лета и зимы выступают, как брат и сестра, прослеживается этот мотив и в купальской обрядности.

1986-96 гг.
Луга, Заклинье

Литература:

1. Чхандогья упанишада. М. 1965. ч. 2. гл. 5-6.

2. Мифы народов мира. М. 1980.

3. Славянская мифология. М. 1995.

4. Бессонов П. А. Калики перехожие. М. 1861-1863. в. 4, N 392.



Hosted by uCoz