MIME-Version: 1.0 Content-Type: multipart/related; boundary="----=_NextPart_01CA01C9.C60570A0" Данный документ является веб-страницей в одном файле, также называемой файлом веб-архива. Если вы видите это сообщение, значит данный обозреватель или редактор не поддерживает файлы веб-архива. Загрузите обозреватель, поддерживающий веб-архивы, например Microsoft Internet Explorer. ------=_NextPart_01CA01C9.C60570A0 Content-Location: file:///C:/D18BAB0C/utgul.htm Content-Transfer-Encoding: quoted-printable Content-Type: text/html; charset="us-ascii" От Утопии д= 086; Гулага

       = 54;т Утопии до Гулага.

      =             &nb= sp;         - Так вы все-таки верите же в Новый Иер&= #1091;салим? –

        =             &nb= sp;            =          &= #1042;ерую, - твердо отвечал Раскольникl= 6;в.

            =             &nb= sp;            =             &nb= sp;            =          Ф. Достоевскиl= 1;. Преступленl= 0;е и наказание.

.Предваl= 8;ительный обзор социа = 83;ьных утопическиm= 3; теорий.

Под утопическиl= 4;и теориями понимают теории построения бесконфликm= 0;ного общества, от= 082;азавшегося от частной собственноl= 9;ти и, чаще всего, семьи (общественн = 86;е воспитание детей).

 

Наи= 073;олее ранние пред = 89;тавления о «коммунизмk= 7;» появились еще в античности.

В своем произведенl= 0;и «Государстk= 4;о» Платон выстраиваеm= 0; план построения бесконфликm= 0;ного общества. Пародию на платоновскl= 0;е изыскания создал Аристофан (комедия «Же= 085;щины в народном собрании»). К теории Платона мы еще вернемс = 03;.

Про= 076;олжили  платоновсl= 2;ую идею Эвгеме = 88; и Ямбул («Остров Солнца»). В отличие от П= 083;атона, который выразил сво = 02; идею в политическl= 6;м трактате, он= 080; описывали политическl= 6;е устройство = 74; виде романа-путе = 96;ествия. Путешествеl= 5;ник попадает случайно на некий далек = 80;й остров, на котором царят идеальные, с &#= 1077;го точки зрени = 03;, порядки. На всех этих островах отсутствуеm= 0; частная собственноl= 9;ть и семья.

 

На рубеже наше = 81; эры на территории Иудеи появи = 83;ась секта ессее = 74;. Ессеи отвергали насилие, безусловно отрицали рабство, жил= 080; общинами. Внутри общины они признавали = 90;олько общую собственноl= 9;ть, помогали друг другу и учили, что они братья между собой.

Вли= 103;ние ессеев на христианстk= 4;о очевидно. Иоанн Креститель (упоминаемы = 81; Флавием) был связан с ессеями. Ессейские общины были = 091;ничтожены во время  Иудейской войны (66г. н.э.).

 

Так же, как у ессеев, общность имущества практиковаl= 3;ась в раннехристl= 0;анских общинах.

Иис= 091;с говорит «Если хочеш = 00; быть совершенныl= 4;, продай свое имение и раздай нищим». (Мф. 19,21).

«Не= 082;оторый же муж, именем Анания, с женою своею Сапфирою, продав имение,
утаил из цены, с ведома и жен= 099; своей, а некоторую часть прине = 89; и положил к ногам Апост = 86;лов. Но Петр сказал: Анания! Для чего [ты допу&#= 1089;тил] сатане вложить в сердце твое [мысль] солга&#= 1090;ь Духу Святом = 91; и утаить из цены земли? Ч&#= 1077;м ты владел, не твое ли было, и приобрете = 85;ное продажею, не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это = 074; сердце твое = 84;? Ты солгал не человекам, а Богу. Услыша= 074; сии слова, Анания пал бездыханен; = 080; великий страх объял всех, слышавших это». (Деяния 5:1-4).

 

В 21гл. «Откровениn= 3; Иоанна» («Апокалипс = 80;с») описываетсn= 3; Новый Иерус = 72;лим, центр новог = 86; мира, которы= 081; станет явью после второ = 77; пришествие Христа.

Пер= 074;ые христиане еще верили в скорое его о= 089;уществлени&= #1077; (на протяжении жизни сущес = 90;вующего поколения). «Откровениk= 7;», особенно ег = 86; архитектурl= 5;ые фантазии, оказало немалое влияние на последующиk= 7; утопии.

 

С ростом церковного богатства и совпадения интересов церковной верхушки с интересами светской власти официальнаn= 3; церковь расстается = 89; ранним христианскl= 0;м «коммунизмl= 6;м».

Пос= 083;е крушения Римской империи и переселениn= 3; на ее территорию = 74;арваров в Европе наступает «культурныl= 1; шок», во время которого мечты о «светлом бу = 76;ущем» теряют свое значение.

В XII веке они возвращаютl= 9;я в виде коммунистиm= 5;еских ересей.

 

Кат= 086;лическая церковь ведет с этим= 080; сектами ожесточеннm= 1;ю борьбу, но на смену одной разгромленl= 5;ой ереси, возникает другая. Валь= 076;енсы, катары, лолларды, табориты анабаптистm= 9; и еще многие. Некоторые и = 79; этих сект проповедуюm= 0; смирение, другие объявляют войну и официальноl= 1; власти, и официальноl= 1; церкви. Под знаменами еретическиm= 3; движений по Европе прокатываюm= 0;ся крестьянскl= 0;е войны.

В 1534 г. крестьянскk= 2;я армия анабаптистl= 6;в вошла в горо= 076; Мюнстер и захватила его. В городе была установленk= 2; жестокая диктатура. Была объявл = 77;на общность имущества и общность  женщи= ;н. Общность имущества обернулась повальными грабежами, а общность женщин – массовыми изнасиловаl= 5;иями и террором. «Новый Иерусалим», как именовали захваченныl= 1; город анабаптистm= 9;, просуществl= 6;вал около года.

 

Воо= 076;ушевляющая надежда на возможностn= 0; построения «новой земл = 80; и нового неба» основывалаl= 9;ь на вере в Божественнm= 1;ю волю, поздне= 077; слово «Бог» заменило выражение «Мировой Прогресс». В любом случа = 77; воля и энтузиазм верующих основывалиl= 9;ь на идее историческl= 6;го детерминизl= 4;а, понимание которого яс = 85;о только истинно вер = 91;ющим, и недоступн = 86; служителям Зла.

 

Кре= 089;тьянские войны в Европе имел = 80; не только религиозныk= 7;, но и социаль= 085;ые причины. Впрочем, и само возникновеl= 5;ие «коммунистl= 0;ческих» сект имело т= 077; же самые социальные причины.

Изм= 077;нение социальных условий в Европе поко = 85;чило с эпохой крестьянскl= 0;х войн и массо= 074;ым порождениеl= 4; соответств&#= 1091;ющих сект.

 

Эпо= 093;а Возрождениn= 3; продолжила античный ин = 90;ерес к представлеl= 5;иям о наилучшем устройстве общества.

В 1516 г. &#= 1058;. Мор публику = 77;т «Утопию». Название острова: от греческих  «u» - «нет» и «= ;topos» - место. «Не имеющая места».   

В 1623 г. = выходит «Город Солнца» Кам = 87;анеллы. Оба произведенl= 0;я представляn= 2;т собой романы-путе = 96;ествия.

В «Утопии» государствl= 6; представляk= 7;т союз больши = 93; самоуправлn= 3;емых семей.

В Городе Солнца существует жестко иера = 88;хизированн&#= 1072;я власть священникоk= 4;, которая пополняетсn= 3; за счет кооптации. Собрание этих священникоk= 4; выбирает диктатора, носящего титул «Солнце». У соляриев су = 97;ествует единственнk= 2;я Книга, в которой сос = 88;едоточена вся мудрост = 00;.

В Утопии суще = 89;твует семья, и прел&#= 1102;бодеяние считается тягчайшим преступленl= 0;ем. У соляриев с= 077;мьи не существует, Вопрос=   о подборе пар-произво = 76;ителей решают священники.  

В сравнительl= 5;о гуманной Утопии существует, однако, рабство. В рабов обращают те = 93;, кто соверши = 83; тяжкие преступленl= 0;я. В «Городе Солнца» существует смертная казнь.

Над= 086; сказать, что только у эти= 093; авторов в их вымышленныm= 3; государствk= 2;х существует преступносm= 0;ь.

В последующиm= 3; утопическиm= 3; трактатах испорченноl= 9;ть человечестk= 4;а объясняетсn= 3;, как правило, &#= 1089;уществован= ием частной собственноl= 9;ти. Утописты считали, что в первобытноl= 9;ти понятия «собственнl= 6;сть» не существоваl= 3;о, и ее появление объясняли н = 77;ким гипотетичеl= 9;ким случайным происшествl= 0;ем.

 

Нач= 080;ная с Т. Мора, возникновеl= 5;ие справедливl= 6;го общества в романах-пут = 77;шествиях объясняетсn= 3; действием некоего мудрого правителя.

Каб= 077;, описывая историю своей вымышленноl= 1; страны Икарии, сооб= 097;ает: «К счастью, диктатор, избранный народом, Ика= 088;, оказался лучшим=   из людей».

Авт= 086;ры политическl= 0;х трактатов зачастую об = 88;ащались за помощью к реальным правителям.

Пла= 090;он предлагал осуществитn= 0; свое идеаль = 85;ое государствl= 6; Дионисию, тирану Сира = 82;уз. В результат = 77; своей назойливосm= 0;и философ был продан в рабство, из которого ег = 86; выкупил и освободил ф = 80;лософ Анникерид.

Сов= 088;еменник английской революции Уинстенли предлагал о = 89;уществить свой проект Кромвелю.

Сен-&#= 1057;имон обращался к Людовику XVIII, Ф = 91;рье надеялся «н = 72; какого-нибу = 76;ь короля, кото= 088;ый, не будучи одарен изобретатеl= 3;ьным умом, облада= 083; бы только сильной волей, как ти&#= 1075;р Махмуд II» (турецкий султан). 

Оуэ= 085; считал, что для осущест = 74;ления его проекта необходимо установить разумное правительсm= 0;во.

Отч= 072;явшись в надежде на помощь властьимущl= 0;х, последоватk= 7;ли Кабе, Фурье и Оуэна начал = 80; устраивать поселения-к = 86;ммуны. В Шотландии = 080; на территории Северной Америки был = 86; создано несколько таких поселений, которые распались через некот = 86;рое время из-за внутренних конфликтов.

В России фурь = 77;рист Петрашевскl= 0;й решил организоваm= 0;ь в коммуну своих крепостных. Затея не уда= 083;ась – перепуганнm= 9;е крестьяне сожгли приг = 86;товленное для них здание фаланстера.

 

В 1796 г., во Франции Г= 088;акхом Бабефом был = 72; создана «Тайная директория&raqu= o;. В организац = 80;ю входило около десят = 80; человек. Орг= 072;низация ставила себ = 77; целью захва = 90; власти и установленl= 0;е революционl= 5;ой диктатуры, в= 086; главе которой станут заговорщикl= 0;. Диктатура предполагаl= 3;ась временной, н= 072; это время должна быть установленk= 2; жесткая цензура и лагеря, куда будут помещать всех противникоk= 4; равенства. О= 082;ончательно&= #1081; целью заговорщикl= 6;в было установленl= 0;е коммунистиm= 5;еского строя. Организациn= 3; просуществl= 6;вала 40 дней. После с= ;уда Бабеф и Дарт= 077; были казнен = 99;.

Иде= 080; Бабефа чере = 79; три десятилетиn= 3; воскресил Бланки. Ему удалось создать организациn= 2;, включавшую более чем ты= 089;ячу членов, в основном ремесленниl= 2;ов и рабочих. В 1839 г. Банки предпринял попытку захвата власти и был арестован. В= 086; время Парижской Коммуны (1871 г.) сторонники Бланки входили в ее руководствl= 6;.

Впо= 089;ледствии бланкистскl= 0;е  идеи l= 9; европейскоl= 1; сцены сошли на нет.

В России, напротив, он= 080; фактически возобладалl= 0; в среде рево= 083;юционеров-н= ародников. Наиболее яркими фигу = 88;ами русского бланкизма стали С. Нечаев и П. Ткачев.

i= 2;арксизм.<= /b>

В СССР марксизмом признавалиl= 9;ь произведенl= 0;я, написанные самим Марксом и ег= 086; другом Энгельсом, а так же Ленин= 099;м и, до 1956 г., – Сталиным. С другой стороны, многие социал-демо = 82;раты, объявленныk= 7; большевикаl= 4;и  «прихвостl= 5;ями буржуазии», тоже искренне считали себ = 03; марксистамl= 0;.

Я, в данном случае, буду понимать по = 76; марксизмом только работы Маркса и Энгельса.

Мне прет = 80;т, как бездумный нигилизм по отношению к марксизму, так и его бездумная  апологетиl= 2;а.

Мар= 082;с явился одни = 84; из основателеl= 1; социологии. Он первый ил= 080; один из первых, кто при построе = 85;ии социальных теорий нача = 83; обращаться = 82; статистичеl= 9;ким данным.

Есл= 080; домарксовсl= 2;ая философия оперировалk= 2; понятиями разумности (глупости), естественнl= 6;сти (испорченно = 89;ти), то Маркс опе= 088;ировал понятиями социальных интересов.

 

Пре= 076;ставление о делении общества на аристократl= 0;ю и народ Марк= 089; расширил и уточнил, сформулироk= 4;ав понятие «класс». Маркс ввел в социологию новые категории: классовые интересы, классовое сознание, классовая борьба.

Мар= 082;сом были предсказанm= 9; кризисы и выявлен их механизм.

В отличие от предшествуn= 2;щих авторов коммунистиm= 5;еских теорий, объя= 089;нявших появление собственноl= 9;ти либо случайностn= 0;ю, либо результатоl= 4; человеческl= 6;й глупости, марксизм создал стройную теорию исто = 88;ического развития человечестk= 4;а, с некоторым = 80; коррективаl= 4;и принимаемуn= 2; и сегодня.

Есл= 080; предшествуn= 2;щие аналитики сводили всю историю к феномену человеческl= 6;го сознания, то Маркс отдал первенство бытию.

В сложных системах вс = 77; взаимосвязk= 2;но. Через 60 лет после смерт = 80; Маркса=   Н. Винер ввел в оборо= 090; представлеl= 5;ие «обратная связь».

 

В соответствl= 0;и со своим пониманием классовых интересов марксизм постулировk= 2;л роль пролетариаm= 0;а в построени = 80; коммунистиm= 5;еского общества.

«Пр= 086;летариат берет государствk= 7;нную власть и превращает средства производстk= 4;а прежде всег = 86; в государствk= 7;нную собственноl= 9;ть. Но тем самым он уничтожает самого себя как пролетариаm= 0;, тем самым он уничтожает все классов = 99;е различия и классовые противополl= 6;жности, а вместе с тем и государствl= 6; как государ = 89;тво» (Энгельс Ф. Анти-Дюринг.). Этот переходный период межд = 91; «берет» и «у= 085;ичтожает» основатели марксизма и назвали словами «диктатура пролетариаm= 0;а».

 

В «стране победившегl= 6; социализма&raqu= o; из Маркса сделали непререкаеl= 4;ого пророка.

Оши= 073;ался ли Маркс? Безусловно. Особенно эт = 86; касалось марксистскl= 6;й футурологиl= 0;. Маркс был прав, когда заявлял, что бытие сравнительl= 5;о нового тогд = 72; класса – про= 083;етариата определит его особое сознание.

Но это сознани = 77; оказалось вовсе не коммунистиm= 5;еским, а тред-юниони = 89;тским.

Пол= 080;тические партии, представляk= 4;шие интересы рабочего класса (соци= 072;л-демократи= я), постепенно отошли от коммунистиm= 5;еской идеологии и стали бороться за улучшение п = 86;ложения рабочих внутри капиталистl= 0;ческой системы.

Абс= 086;лютное обнищание пролетариаm= 0;а оказалось мифом – на протяжении всего последующеk= 5;о времени, несмотря на войны и кризисы, бла= 075;осостояние рабочих, в общем и цело= 084;, неуклонно возрастало = 80; возрастает.

Мар= 082;с рассматривk= 2;л человека ка = 82; абсолютно рациональнl= 6;е существо. Пр= 080;знавая материалисm= 0;ическую теорию Дарв = 80;на, он не понял, что речь может идти н= 077; только о физ= 080;ологическо&= #1084; наследии животных предков, но и психологичk= 7;ском (инстинкты) – то, что Фрейд впоследствl= 0;и назвал бессознатеl= 3;ьным (подсознани = 77;). В поэзии и в быту оно наз= 099;вается страстями.

В социальном плане подсо = 79;нание проявляетсn= 3; в стремлени = 80; к первенств = 91; (роскоши, вла&#= 1089;ти), в агрессивноl= 9;ти, которая может быть перенаправl= 3;ена с виновника обиды, на люб&#= 1086;го другого человека, в ревности и т.п.

Име= 085;но несовершенl= 9;тво человека препятствуk= 7;т построению идеальной общественнl= 6;й системы. Это положение н = 77; отменяет со = 94;иального прогресса – = 082; идеальному обществу человечестk= 4;о движется. Утопия есть не цель, а ориентир движения. Впервые об этом сказал социал-демо = 82;рат Эдуард Бернштейн.

 

Изв= 077;стно, что во многи= 093; государствk= 2;х буржуазия приходила к власти в результате революций. В 18= 48 г. революционl= 5;ое движение охватило по = 95;ти всю Европу. На этом фоне теория Маркса и Энгельса о мировой пролетарскl= 6;й революции выглядела, как весьма корректная научная гипотеза.

Эта оптимистичk= 7;ская гипотеза, к сожалению, н= 077; подтвердилk= 2;сь. Зато подтвердилl= 0;сь их некоторы = 77; наиболее мрачные социологичk= 7;ские прогнозы.

i= 6;еализация марксовой утопии.

Все «пролетарсl= 2;ие» революции произошли в странах, где рабочий класс был в абсолютном меньшинствk= 7;, а абсолютно = 77; большинствl= 6; населения составляло крестьянстk= 4;о. «Коммунистl= 0;ческие» революции самостоятеl= 3;ьно победили в России, Югославии, А= 083;бании, Китае, Вьетнаме, Северной Корее.

«= ;Поскольку между парцелльныl= 4;и крестьянамl= 0; существует лишь местна = 03; связь, поско= 083;ьку тождество и = 93; интересов н = 77; создает между ними никакой общности, никакой национальнl= 6;й связи, никакой пол = 80;тической организациl= 0;, - они не образуют кл = 72;сса.

О= ;ни поэтому неспособны защищать свои классо = 74;ые интересы от своего собственноk= 5;о имени, будь то через посредство парламента = 80;ли через посредство конвента. Он= 080; не могут представляm= 0;ь себя, их должны представляm= 0;ь другие.

И= ;х представитk= 7;ль должен вместе с тем являться их господином, авторитетоl= 4;, стоящим над ними, неограничеl= 5;ной правительсm= 0;венной властью, защищающей их от других классов и ниспосылаюm= 7;ей им свыше дождь и солн= 077;чный свет.

П= ;олитическо = 77; влияние парцелльноk= 5;о крестьянстk= 4;а, в конечном счете, выражается, стало быть, в том, что испо= ;лнительная власть подчиняет себе общест = 74;о». (Маркс К. т.8 с.207-208).

Г= ;ражданская война в России стал = 72; повторениеl= 4; крестьянскl= 0;х войн средне = 74;ековья.

&= nbsp;

Ф= ;ормулируя свою пятичленнуn= 2; схему, Маркс &#= 1079;амечает: «Это не относится, например, к Востоку, при существующk= 7;м там поголовном рабстве, это так только с точки зрени = 03; европейскоl= 1;» (т. 46, ч.1, с.485).

= 69;нгельс в письме Каутскому заметил,  что «l= 7;ервобытный коммунизм  на Явk= 7;, в Индии и  в России=   образует самую широк = 91;ю основу для эксплуатацl= 0;и и деспотизма&raqu= o; (М.Э. Соч.&n= bsp; т.36.  с.97= ). Азиатский деспотизм Маркс характеризl= 6;вал как "поголовное рабство" (М.Э. Соч. т.46. ч.1. с.485).

 

= 43;.В. Плеханов, предостереk= 5;ая народовольm= 4;ев (Ткачева) от попытки преждевремk= 7;нного захвата вла = 89;ти,  утверждал, что после захвата вла = 89;ти революционl= 5;ому правительсm= 0;ву «будет предстоять такая альтернатиk= 4;а: или оно долж= 085;о оставаться равнодушныl= 4; зрителем медленного разложения экономичесl= 2;ого равенства (что продемонстl= 8;ировал впоследствl= 0;и период НЭПа), … либо оно должно буде = 90; искать спасения в идеалах патриархалn= 0;ного и авторитарнl= 6;го коммунизма,  внося в эти  идеалы  лишь  то  видоизменk= 7;ние,  что вместо перувианскl= 0;х «сынов солнца»  и  их  чиновникоk= 4;,  нацио= ;нальным  производсm= 0;вом будет завед = 86;вать социалистиm= 5;еская каста» (Избр. М.1956.т.I= . с.105).

= 40;нализируя НЭП, опять можно вспомнить Платона. В его идеальном государствk= 7; существоваl= 3;и три касты: философы (ка= 082;овыми считали себ = 03; партийные теоретики), с&#= 1090;ражи (силовой блок) и податное население, обязанное кормить первые две касты. Правящие гр = 91;ппы были лишены права собственноl= 9;ти, все остальн = 99;е могли ею обладать.

 

= 51;енин утверждал, что «НЭП – это всерьез = 080; надолго». «Надолго» продолжалоl= 9;ь чуть более пяти лет.

В начале 1922 г. = в Москве произошло одно примечателn= 0;ное событие. Коммунист, назначенныl= 1; распределяm= 0;ь жилплощадь, начал ее продавать. Дело было передано в суд, но горком партии прик = 72;зал  это дело прекратить. = 059;знав об этом, В.И. Ленин заяви = 83;:

«Верх позора и безобразия: партия у власти защи = 97;ает «своих» мерзавцев!!» (Из письма В. И Ленина в Политбюро Ц = 50; ВКП(б) от 18 марm= 0;а 1922 г. ПСС. т.45, с.53). Записка Ленина ни к чему не привела, – «м&#= 1077;рзавец» остался безнаказныl= 4;.

&= nbsp;

«= ;Платоновск = 86;е» государствl= 6; оказалось н = 77;устойчивым. «Философы» = 80; «стражи» низового уровня переставалl= 0; довольствоk= 4;аться своими привилегияl= 4;. Коррупция грозила раз = 74;алом партийной диктатуре.

&= nbsp;

Б= ;ыл ли другой путь?

&= nbsp;

В= ; 1920 г.,= еще до прихода Муссолини к власти, руководитеl= 3;ь КПИ, А.Грамши &= #1087;редсказыва= ;л: «Госm= 1;дарство берет на себ= 103; все традиционнm= 9;е функции предпринимk= 2;теля. … Буржуазно = 77; государствl= 6; превращаетl= 9;я в государст = 74;о несменяемыm= 3; и некомпетенm= 0;ных бюрократов, политиканоk= 4;, авантюристl= 6;в и прохвостов̷= 0;Неоплаченн= 099;е часы труда рабочего не идут больше на увеличен = 80;е богатства капиталистl= 6;в, они идут на удовлетворk= 7;ние аппетитов бесчисленнl= 6;й массы агентов, чиновников, бездельникl= 6;в…». (А.Грамши. Избр. Пр. М.1957. т.1.с.117).

М= ;уссолини заявил о том, что свою фашистскую партию он создал как «партию нового типа&raq= uo;, опираясь на работы Ленина. (П. Тольятти Лекции о фашизме. М. 1974. с.7= 9).

&= nbsp;

Р= ;оссия, сохранив НЭ = 55;, могла развиватьсn= 3; по фашистск = 86;му пути (власть бюрократии при сохране = 85;ии рыночных отношений), н&#= 1086; получившая власть боль = 96;евистская бюрократия, ни с кем делить ее не собиралась. = 050; тому же в 20-е годы коммунисты не оставили еще мечту о мировой революции.

&= nbsp;

&= nbsp;

П= ;осле смерти Лени = 85;а началась ожесточеннk= 2;я борьба за ег= 086; наследство. Борьба, не предусмотрk= 7;нная ленинской интерпретаm= 4;ией марксизма, н= 086; предсказанl= 5;ая Энгельсом.

«= ;Из того, что Бланки представляk= 7;т всякую рево = 83;юцию как переворот, произведенl= 5;ый небольшим революционl= 5;ым меньшинствl= 6;м, само собой возникает необходимоl= 9;ть диктатуры после успех = 72; восстания, диктатуры, вполне понятно, не в&#= 1089;его революционl= 5;ого  класса, про= 083;етариата, а небольшог = 86; числа лиц, которые про = 80;звели переворот и которые сам = 80; подчиняютсn= 3; диктатуре одного или нескольких лиц» (М.Э. т.18.с.511).

&= nbsp;

Л= ;енин, несмотря на = 089;вою исключителn= 0;ную харизму, оставался в значительнl= 6;й мере зависи = 84; от «несколькиm= 3; лиц», составлявшl= 0;х руководствl= 6; партии.

П= ;ереход к полной диктатуре одного лица осуществил Сталин. «Социалистl= 0;ческая каста» осуществилk= 2; переход к «перувиансl= 2;ой» модели общества.

&= nbsp;

    На ХХ съезде Хрущев привел таки = 77; цифры: «Установлеl= 5;о, что из 139 членов и кандидатов = 74; члены Центр = 72;льного Комитета партии, избранных н = 72; XVII съезде партии, было арестовано = 80; расстрелянl= 6; (главным образом в 1937–1938 гг.) 98 человек, то есть 70 процентов.

Из 1966 делегатов съезда с решающим и совещательl= 5;ым голосом был = 86; арестовано по обвинени = 02; в контррево = 83;юционных преступленl= 0;ях значительнl= 6; больше половины – 1108 человек». По сути дела, это был государствk= 7;нный переворот.

 

Это= 090; переворот был неизбежен, хотя окажис = 00; на месте Сталина другой человек, он, в&= #1086;зможно, ограничилсn= 3; бы тем, что разослал бы ленинских « = 92;илософов» в глубинку, где они и продолжали бы существо = 74;ать до их естест= 074;енной смерти.

Иде= 072;лы «свободной коммуны» следовало с = 76;ать в архив. Никакую экономику н = 77;льзя было наладить пр = 80; отсутствии экономичесl= 2;их стимулов.

 

Меж= 076;у тем, обаяние идеалов Октября тая = 83;о, ибо обещанное «светлое будущее» отодвигалоl= 9;ь на неопределеl= 5;ные сроки. Правящей бю = 88;ократии нужна была новая идеологичеl= 9;кая парадигма. Е= 102; стала идея сакрализацl= 0;и государствk= 2;.

Наи= 073;олее удобной основой  таког= ;о поворота сделалась апология России и российской истории. На авансцене пропаганды появились российские цари и полководцы, = 082;ровью и потом утверждавшl= 0;е величие российскогl= 6; государствk= 2;. Отечествен&= #1085;ая война значительнl= 6; облегчила эту эволюци = 02;.

 

Эко= 085;омический выход был найден в идеалах «аз = 80;атского патриархалn= 0;ного и авторитар = 85;ого коммунизма&raqu= o;, который позволил соединить «патриотичk= 7;скую» пропаганду = 89; принудителn= 0;ным трудом.

 Стали= н инициироваl= 3; издание антирабочеk= 5;о и антикрестьn= 3;нскго законодатеl= 3;ьства, прикреплявm= 6;его и ту и другую категории трудящихся = 82; средствам производстk= 4;а. За получасовоl= 1; прогул, выпуск бракованноl= 1; продукции, мелкое хище = 85;ие «общенародl= 5;ой» собственноl= 9;ти грозила лагерное рабство. При этом критер = 80;и «преступлеl= 5;ия» оказывалисn= 0; размытыми, т= 077;хнология (не по вине конкретногl= 6; виновника) н= 077; гарантировk= 2;ла от возможностl= 0; брака, движение го = 88;одского транспорта R= 11; от опоздани = 81;, а всеобщая нищета стимулировk= 2;ла мелкие хище = 85;ия.

 

Выс= 090;упление Хрущева стало возможным благодаря тому страху перед Сталиным, который определял жизнь высше = 81; партийной бюрократии. &la= quo;Ленинградс&= #1082;ое дело» (1949 г.) покk= 2;зало, что репрессии могут коснуться и сталинских ставленникl= 6;в, не «запятнаннm= 9;х» подпольной деятельносm= 0;ью, участием в Октябрьскоl= 1; революции или  в гражданскоl= 1; войне.

Сни= 078;ение уровня репр = 77;ссий сразу же привело к экономичесl= 2;им последствиk= 7;м. Хлеб пришлось покупать за границей.

Эпо= 093;а Брежнева была сравнительl= 5;о стабильной. = 041;лагодаря высоким ценам на нефть покупка про = 76;овольствия и ширпотреб = 72; могла продо = 83;жаться.

Нав= 077;рху понимали, чт= 086; необходимы реформы и оттягивали их, как могли. = Генсеком был назначе = 85; тяжело больной Андропов, по= 089;ле него старческий маразматик Черненко.

С пр&#= 1080;ходом к власти М.С. Горбачева н = 72;чались перемены, Но для того, чтобы что-ли= 073;о менять, ему надо было знать, что происходит = 74; стране. Одни= 084; из свойств неконтролиl= 8;уемой чиновничьеl= 1; вертикали является то = 90; факт, что каждый из ее членов посылает «наверх» ту информация, которая выгодна лично ему, и исполняет указания «сверху» та = 82;, как опять-таки ему выгодно.

В результате верховная в = 83;асть теряет контроль на = 76; положением.

Объ= 077;ктивную информацию может обеспечить только неза = 74;исимая пресса во всем своем диапазоне. Горбачев объявил гласность. Система раз = 74;алилась.

i= 3;екоторые итоги.

Мар= 082;с и Энгельс утверждали, что коммунистиm= 5;еская революция м = 86;жет произойти только в передовых странах с преимущестk= 4;енно пролетарскl= 0;м населением.

Окт= 103;брьская и последовавm= 6;ие за ней комму= 085;истические революции произошли в странах, в которых пролетариаm= 0; составлял незначителn= 0;ное меньшинствl= 6;.

 

Мар= 082;с и Энгельс считали, что бытие определяет сознание. Соответствk= 7;нно, по Марксу, пр&#= 1086;летарское бытие определяет коммунистиm= 5;еское сознание.

В св&#= 1086;ей работе «Что делать» (1901 г.) Ленин писал:  «Роль передового борца может выполнить только партия, руководимаn= 3; передовой теорией» (с.24). &= laquo;Рабочий класс в состоянии выработать = 74; себе только точку зрени = 03; тред-юниони = 79;ма» (с.30).  «i= 0;лассовое политическl= 6;е сознание может быть привнесено рабочему то&= #1083;ько извне» (с.79).

= 48;так, будущее ком = 84;унистическ&#= 1086;е бытие, по Ленину, определяетl= 9;я сознанием, которое к тому же привноситсn= 3; рабочему классу извн = 77;.

 

h= 2;о введении к работе К. Маркса "Граk= 8;данская война во Франции" Энгельс писал:  «Хоти= те ли знать, милостивые государи, чт= 086; такое эта диктатура? Посмотрите на Парижску = 02; Коммуну. Это была диктатура пролетариаm= 0;а".

j= 3;то же представляl= 3;а собой Парижская Коммуна?  Она была многопартиl= 1;на. Там были представлеl= 5;ы сторонники Бланки, анархисты, новые якоби = 85;цы, марксисты. К= 086;ммуна упразднила постоянную армию, полиц= 080;ю, определила оплату госслужащиl= 4; в размере оп= 083;аты квалифицирl= 6;ванного рабочего, ввела выборность = 80; сменяемостn= 0; должностныm= 3; лиц, коллегиальl= 5;ое управление.

=  

i= 5;осле Октябрьскоl= 1; революции большевики = 87;ытались делать то же самое, но скоро выясн = 80;лось, что это невозможно, поскольку именно из-за этого Коммуна потерпела поражение. М= 077;сто демократичk= 7;ского органа власти заняла жест = 82;ая иерархия, которую большевики продолжали называть диктатурой пролетариаm= 0;а. Восточная пословица гласит: «есл= 080; у зайца коша= 095;ьи лапы, кошачь= 103; голова и кошачий хво = 89;т, значит он не заяц, а кошка».

=  

Так может быть «= 089;оциалистич&= #1077;ские» революции о = 90; России и до северной Кореи, это вовсе не те революции, о которых говорили Маркс и Энгельс. Это какое-то ино= 077; явление, вовсе не предусмотрk= 7;нное великими мыслителямl= 0;?  И, следователn= 0;но, возлагать вину на Марк= 089;а и Энгельса н= 077;справедлив&= #1086;.

 Анарх= ист Бакунин восхищался Нечаевым.

В= ;сех этих «теоретикоk= 4;» объединяло одно – «беск= 086;рыстная» страсть к насилию.

 

Реа= 082;ция  Маркса на «Катехизис&raqu= o; Нечаева: «та= тарские фантазии» (М.Э. т.18 с.114). Слов = 86; «татарские&raqu= o; в устах Маркса означает «а = 79;иатские». «Прекрасныl= 1; образчик казарменноk= 5;о коммунизма! Все тут есть: общие столовые и общие спаль = 85;и, оценщики и конторы, регламентиl= 8;ующие воспитание, производстk= 4;о, потреблениk= 7;, словом, всю общественнm= 1;ю деятельносm= 0;ь, и во главе всего, в качестве высшего руководитеl= 3;я, безыменный = 80; никому неизвестныl= 1; «наш комитет». (Ма&#= 1088;кс К. Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 18, с. 414= ).

 

Дик= 090;атура «пролетариk= 2;та» началась с расстрела рабочих, протестоваk= 4;ших против разг = 86;на Учредительl= 5;ого собрания. Ее конец предо = 87;ределила  польская рабочая «Солидарноl= 9;ть», во главе с рабочим Лехом Валенсой.

 

В заключение коснусь тайпинскогl= 6; восстания в Китае 1850–1854 гг. БСЭ говорит = 086; нем так: «Рук&#= 1086;водители Т. в. опубликоваl= 3;и «Земельную систему небесной династии» — утопическуn= 2; программу преобразовk= 2;ния китайского феодальногl= 6; общества в в= 086;енизирован&= #1085;ое патриархалn= 0;ное общество, основанное на идеях «крестьянсl= 2;ого коммунизма&raqu= o;, на началах уравнительl= 5;ости всех его членов…

̷= 0;Отрицатель= 085;ое влияние на дальнейшее развитие Т. в. оказала распря сред = 80; руководящеl= 1; верхушки тайпинов, в результате которой был = 80; убиты три их руководитеl= 3;я  и истl= 8;еблены многие тысячи повстанцев&raqu= o;. Не правда ли, знакомо?

А вот что говорил о тайпинах К.Маркс: 

«Сущно= ;сть тайпинства&raqu= o;, –  «это абсол = 02;тная химера (nothingness)». 

«Тайпи= ;н — это, очевидно, дьявол in persona (во плоти), каким его должна рисовать себе китайс = 82;ая фантазия. Но только в Китае и возм= 086;жен такого рода дьявол. Он является порождениеl= 4; окаменелой общественнl= 6;й жизни».     ССМЭ. Т.15. «Китайские дела».

 

– «Я совершенно = 89; тобой согласна, – сказала герцогиня, – а мораль отс= 102;да такова: «Люб= 086;вь, любовь, ты правишь миром…».  – « А мне казалос = 00;, кто-то говорил, будто самое главное – не &#= 1089;оваться   в  чужие дела» – шепнула Алиса.        =             &nb= sp;            =             &nb= sp; 

 (Льюис= ;а Кэрролл.   «Алиса в стране чудес»).

 

        &= nbsp;           &nbs= p;            &= nbsp;           &nbs= p; Ронкин В.Е.    = ;            &n= bsp;            = ;            &n= bsp;        2.06.2009.

 

        &= nbsp;  

 

        &= nbsp;           &nbs= p;            &= nbsp;           &nbs= p;             =

 

 

 

 

------=_NextPart_01CA01C9.C60570A0 Content-Location: file:///C:/D18BAB0C/utgul.files/header.htm Content-Transfer-Encoding: quoted-printable Content-Type: text/html; charset="us-ascii"





PAGE=  

 

PAGE=   1

 

------=_NextPart_01CA01C9.C60570A0 Content-Location: file:///C:/D18BAB0C/utgul.files/filelist.xml Content-Transfer-Encoding: quoted-printable Content-Type: text/xml; charset="utf-8" ------=_NextPart_01CA01C9.C60570A0--