РАЗМЫШЛЕНИЕ О СИМВОЛАХ

Валерий Ронкин

"Все мое!" — сказало злато.

А.С.Пушкин.

Мировосприятие людей выражается в символах. Символы, которыми мы пользуемся, могут больше рассказать о нашем отношении к миру, к другим людям, чем обдуманные и осознано сформулированные высказывания, — последние могут быть рассчитаны на обман или быть следствием самообмана.

Значение символа определяется не столько обозначаемым им явлением, сколько эмоциональным отношением к нему. Мировоззрение, как и другие аспекты социального бытия, в процессе исторического существования социума не остается неизменным, но изменения эти осознаются членами социума далеко не сразу. В ходе такого изменения отношение к "центральным", определяющим то или иное мировоззрение символам остается долгое время неизменным, застывает, мумифицируется, хотя представление об объектах, им означаемых, изменяется.(Так на протяжении времени отношение к "Свободе, Равенству и Братству" оставалось неизменно положительным, хотя представление о том, что такое свобода, равенство и братство — менялось).Символы же оказавшиеся на периферии общественного внимания, как правило не изменяют своей связи с обозначаемыми ими объектами, но зато эмоциональное отношение к ним меняется.

Одним из таких "периферийных" символов является золото. Золото издревле и повсюду было сакральным металлом. Под словом "сакральный" я подразумеваю какие-то особые объективные его свойства, а, опять-таки, эмоциональное отношение к нему, отношение, которое могло быть и положительным, и отрицательным, но всегда достаточно активным.

К четвертой годовщине Октября в газете "Правда" была опубликована статья Ленина "О значении золота теперь и после полной победы социализма".

"Когда мы победим в мировом масштабе, мы, думается мне, сделаем из золота общественные отхожие места на улицах самых больших городов мира. Это было бы самым "справедливым" и наглядно-назидательным употреблением золота для тех поколений, которые не забыли, как из-за золота перебили 10 миллионов человек и сделали калеками еще 30 миллионов...Но как ни "справедливо", как ни полезно, как ни гуманно было бы указанное употребление золота, а мы все же скажем: поработать надо десяток, другой лет, чтобы до этого доработаться.

Пока же беречь надо в РСФСР золото, покупать на него товаров подешевле. С волками жить, по-волчьи выть, а насчет того, чтобы всех волков истребить, как полагается в разумном человеческом обществе, то будем придерживаться мудрой русской поговорки: "Не хвалися, едучи на рать, а хвались, едучи с рати".

Не Ленин изобрел такое "справедливое" отношение к золоту. В самом начале ХVI века будущий канцлер Англии Томас Мор писал:"...из золота и серебра повсюду, не только в общественных дворцах, но и в частных жилищах они (утопийцы) делают ночные горшки и всю подобную посуду для самых грязных надобностей".

В своем отношении к "презренному металлу" Ленин в тогдашней России был не одинок. Во время гражданской войны слово "золотопогонник" было ругательным (у Маяковского "золотозадый рой").Еще в 1906г.Горьким был написан очерк -"Город желтого дьявола". В 1924г. появляется рассказ А.Толстого "Золотой мираж". В 1931г.И.Ильф и Е.Петров издают "Золотого теленка".В 1931г.Толстой издает роман "Черное золото".

На последнем названии стоит, пожалуй, остановиться. Выражение "черное золото" имеет в данном случае двойное значение — это и грязное золото, ради которого стараются враги Союза из рядов эмиграции, И нефть, притягивающая взоры западных дельцов от политики.

Уже сам тот факт, что золото может быть "черным" — грязным, а, следовательно и не черным — многозначителен.

Еще интереснее, что выражение -"черное золото" (нефть), а вслед за ним и выражения: "мягкое золото" (пушнина), "зеленое золото" (лес), "белое золото" (хлопок), "голубое золото" (вода) — сделались газетными штампами.

Никто, разумеется никакого приказа не отдавал, изменилось общественное сознание, и золото, исподволь, начало становиться символом, имеющим положительную эмоциональную окраску, символом меры всех вещей.

В 1939г. указом Президиума Верховного Совета СССР была утверждена высшая правительственная награда "Золотая звезда", которая по своему статусу оставила далеко позади себя орден "Красной звезды". С января 1943г. слово "золотопогонник" перестало означать нечто чуждое и враждебное, с той поры количество галунов на офицерской форме неоднократно увеличивалось.

В 1936г. вся страна с энтузиазмом запела "Песню о Родине" с такими словами: "Золотыми буквами мы пишем всенародный Сталинский закон!"

Я уже упоминал об отношении к золоту Томаса Мора, теперь речь пойдет о другом представителе средневекового утопизма Томазо Кампанелле: "Пол храма блистает ценными каменьями. Семь золотых лампад, имеющихся по семи планетам, висят, горя неугасимым огнем...Там же пол флюгером хранится, написанный золотыми буквами свиток...У них всего одна книга, под названием "Мудрость", где удивительно сжато и доступно изложены все науки. Ее читают народу согласно обряду пифагорийцев".

Два утописта разошлись в оценке золота, но и в остальном они далеко не единодушны. В патриархальной утопии Мора царит веротерпимость, смертная казнь применяется в исключительных случаях, обществом руководит выборный сенат.

У Кампанеллы во главе города стоит единолично должностное лицо под названием "Солнце", избираемое высшими чиновниками. Солярии "беспощадно преследуют врагов государства и религии, как недостойных почитаться за людей".

У Томаса Мора высшей ценностью являются люди, населяющие его "Утопию", у его тезки Кампанелло высшей ценностью является государство.

Случайно ли совпадение отношения к золоту с той или иной системой ценностей? Думаю что нет.

В человеческом обществе демонстрация золота играет приблизительно ту же роль, какую в стаде или стае животных играет поза доминирования, — она указывает на стремление повысить свой статус и ранг в стадной иерархии, на агрессивное самоутверждение. Можно с большой долей уверенности утверждать, что чем больше сусального золота украшает военачальников, тем более такая армия опасна и для окружающих, и для собственного народа.

Гражданская война, безусловно, способствовала росту агрессивности, последовавшая за нею эра повышенной социальной мобильности оказала влияние на рост ранговых претензий. Единственным гарантом самоутверждения и безопасности стало государство. Не Сталин и иже с ним создали такую атмосферу — они только воспользовались ею, что, конечно не снимает с них вины перед их жертвами и историей.

Изменение ситуации в стране после ХХ съезда привело к символической секуляризации золота. Если в тридцатых годах сакральную ценность имело только золото полученное от государства в виде наград, то в шестидесятых положение изменилось. Подспудный рост индивидуализма привел к тому, что санкции государства на высокий ранг уже не требовалось — золото, как таковое, стало символом общественного преуспеяния и высокого статуса его владельца и носителя.

Воевать против сегодняшней страсти к золоту бессмысленно. Оно будет нечто значить до той поры, пока общество не обретет иных ценностей, кроме личного успеха в агрессивном самоутверждении.

Отношение к символам, в частности к золоту, только показатель глубинных процессов, идущих в социальном сознании. Бесполезно и бессмысленно бороться с внешними признаками, не умея повлиять на их причины. Но для того, чтобы эти процессы понять, к такого рода символическим признакам нужно быть достаточно внимательным.



Hosted by uCoz