Проблема русского меньшинства в государствах бывшей империи.
(Собранию эстонских полит. з/к).
Валерий Ронкин
Проблема инкорпорации национальных меньшинств в составе национального государства — проблема не из простых, тем более, когда речь идет об обломках империи.
В государствах Прибалтики особенно в Латвии и Эстонии, эта проблема усложняется многократно и конкретными историческими условиями их оккупации, и составом иммигрантов послевоенного периода, и массовыми депортациями коренного населения и соотношением коренного и русского (русскоязычного) населения.
Находятся политики, считающие возможным решить эту непростую проблему, порождающую массу новых сложных проблем простым путем.
Каждый раз, когда я встречаюсь с готовностью отвечать на сложные вопросы бытия примитивным ответом: "Вынь да положь!", мне на память приходит притча рассказанная Н.Виннером: "В гости к своим старым друзьям пришел моряк побывавший в Индии. Он долго рассказывал о заморских чудесах а под конец вынул и положил на стол засушенную обезьянью лапу, которая, по его словам, могла выполнять любые желания. Сам он боялся связываться с нечистой силой и не советовал делать это друзьям. Но хозяин, оказавшийся смелее гостя, не испугался и потребовал у лапы !)) тысяч фунтов стерлингов. Раздался стук в дверь, в комнату вошел человек и объявил, что он агент страховой компании. Сын хозяина дома, оказывается, был застрахован и семья может получить 100 тысяч фунтов, поскольку он погиб".
Решение сложных, да и простых тоже, жизненных задач с помощью нечистой силы всегда обходится очень дорого, гораздо дороже, чем человек предполагает.
На плебисците, когда речь шла о независимости Эстонии, Латвии, Литвы более половины русскоязычного населения проголосовали за независимость, проголосовали потому, что и политические деятели, и независимая демократическая пресса, и соседи, и коллеги по работе, короче говоря, весь народ соответствующей республики обещали русским "свободу, равенство и братство".
Теперь оказывается, что их обманули. Разве обман не есть апелляция к нечистой силе?
Демократия — это государственная система, которая берет на себя обязанность защиты меньшинств. Да и вообще порядочному человеку свойственно становиться на защиту слабого. Для меня, по крайней мере, это один из существенных критериев порядочности. Именно поэтому демократическая Россия встала на защиту Прибалтики. И еще потому, что видела в народах Прибалтики образец для подражания. Потому, что, зная о периоде существования независимых государств, верила в существование в этом регионе демократических традиций. Помню, как в январе 91 года я и мои друзья собирали подписи протеста. Люди боялись, коммунисты еще были у власти, и как развернуться события было неизвестно, боялись, но подписывались. Ставили место работы и адрес и горько шутили: "Вот по этому адресу ГБ и придет".
Теперь в меньшинстве оказались в Прибалтике русские. И те, кто их не хочет защищать, изменили демократии. Разве измена не есть обращение к нечистой силе?
В 70-х годах почти все антитоталитарные движения Союза объединились под лозунгами защиты прав человека. С этих лозунгов начиналась и борьба за независимость прибалтийских государств, ставшая существенным фактором перестройки.
Разве христианство не поставило всечеловеческое братство выше кровного? Куда теперь деться тем, кто не вникая в политику искал места, где в магазинах чуть больше товаров, где по дорогам можно, хоть и с трудом, проехать, где детский врач находится не за двести километров непроезжих дорог, как в Калининской области? А куда деться тем, кто родился и вырос в Прибалтике, у кого здесь и могилы отцов, и детские воспоминания, и юность?
Разве принесение людей, конкретных живых людей в жертву кумирам, не есть заигрывание с нечистой силой?
Но не только нравственная сторона есть у этой проблемы. Люди, изгнанные с насиженных мест, которым в сегодняшнем состоянии демократическая Россия ничего предложить не сможет, под чьи знамена станут они, обманутые демократическими призывами своих прибалтийских сограждан и русских — московских, ленинградских демократов? Жириновского? Макашова? "Наших"?
Картошка, как говорил еще Б.Брехт, не совместима с фюрерами — либо фюрер, либо картошка. Вместо картошки фюреры предлагают, как правило, идеи реванша. Сегодня российские демократы и российская демократия являются заложниками национальной политики бывших республик Союза. И если мы проиграем ваше отступление от принципов прав человека и демократии, бумерангом вернется к вам же. В сегодняшних условиях, если ваш национализм обернется нацизмом, не исключено, что на смену ему придет "нашизм" имперского типа.
В связи с этим я хочу привести два лагерных воспоминания. Как-то за кружкой кофе или контрабандного чая собралась разношерстная компания: прибалты, русские, евреи, украинцы. Каждый, до кого доходила круговая кружка, прежде, чем сделать свои два глотка, произносил короткий спич. Один из украинцев сказал что-то резкое в адрес Москвы и "москалей". Следующим был старый латыш, участник партизанской борьбы, командир "лесных братьев". "Как хорошо, — сказал он, — что здесь, за одним столом собрались ребята из Москвы и Киева, Риги и Тбилиси, Таллинна и Еревана! Зверь силен и страшен и только общими усилиями мы можем свалить его".
М еще одно воспоминание. В нашей зоне был один з/к по фамилии Зайцев, получивший свои 25 лет за участие в той же партизанской борьбе. Когда его спрашивали, почему он, русский, пошел в латышские партизаны, он отвечал: "Латвия дала мне все: мою церковь, мою школу, мою землю. А эти пришли и все отобрали".
Не надо убаюкивать себя иллюзиями. Зверь еще жив и злобен. И каждый из вас должен спросить себя: "Что сделал я для того, чтобы в случае беды любой русский гражданин моей страны встал на ее защиту, как тот Зайцев? Что сделал я для того, чтобы он своим соотечественником чувствовал меня, а не Жириновского?"
Мы попали в концлагеря не по случайному стечению обстоятельств, а потому, что осмелились выступить против силы. Были и другие, которые держали кукиш в кармане, а партбилет КПСС — в другом. Они, хорошо усвоив, что плетью обуха не перешибешь, не перли на рожон. Потом чаши весов истории переместились, и те, кто еще недавно считали нас дураками, повыбрасывали партбилеты и повынимали кукиши. И снова оказались на стороне силы. Хочу надеяться, что и мы — з/к тоталитарной империи тоже не изменили своих принципов. Мы по-прежнему не путаем силу и справедливость, по-прежнему готовы выступить против силы в защиту справедливости.
Нельзя добыть свободу, построить правовое государство, возродить культуру, наладить экономику обезьяньими лапами. Все сложные проблемы могут быть решены только сложным путем. Только совместными усилиями и взаимными уступками. Не "завтра", не "даром". Их разрешение в конце долгого и трудного пути.
А за услуги обезьяньих лап приходится платить всегда очень дорого.
21.06.1992 г.