Должна ли страна знать своих "стукачей" ?
Валерий Ронкин
Демократия должна быть гуманной и, наверное, грех требовать пожизненного наказания каждого, кто, обманутый пропагандой или запутавшийся в жизненных обстоятельствах, сделал однажды неверный шаг: дал согласие на тайное сотрудничество.
Но в стране, где почти все ее граждане подвергались такому соблазну и многие не устояли перед искушением, нельзя дозволить бывшим осведомителям руководить партиями или профсоюзами, стать депутатами советов или мэрами.
Ведь и впредь КГБ или его наследник сможет руководить деятельностью этих людей шантажируя их разоблачением. Надо учитывать и то, что наибольшему давлению подвергалась как раз наиболее политически-активная часть населения.
Поэтому я предлагаю разработать правовые нормы, согласно которым в отношении всякого, кто претендует на выборную должность, может быть сделан запрос о его отношениях с КГБ или его преемником.
Работа по разоблачению сексотов, претендующих на выборные должности, должна быть возложена на особую депутатскую комиссию, каждый из членов которой должен связать себя присягой о неразглашении доверенных ему сведений "приватным" путем. Таким образом любые сведения, незаконно разглашенные кем-нибудь из членов этой комиссии, будут восприниматься не более, как очередной слух, коих и так ходит достаточно.
И, вообще, следует ли предполагать, что народные избранники окажутся менее лояльны к своим обязанностям, чем работники пресловутых "органов"?
Закон этот не должен иметь обратной силы, т.е. распространяться на тех, кто был избран до его принятия.
Полагаю также, что немедленно должны быть оглашены сведения о тех стукачах, чьи жертвы оказались подвергнуты смертной казни, погибли в местах заключения или покончили жизнь самоубийством в результате политической травли.
В отношении всех остальных законодательно должен быть установлен срок (50-100 лет), по истечении которого с документов, связанных с таким сотрудничеством снимается гриф секретности.
1987 год